Содержание
-
Создание условий в группах по реализации образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС.Подготовка детей к обучению грамоте.(Современные подходы. Гризик Татьяны Ивановны)
Подготовила воспитатель первой категории Бекетова О.Б.
-
ФГОС ДО
Речевое развитие включает -владение речью как средством общения и культуры - обогащение активного словаря -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи -развитие речевого творчества -развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы - формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте 19.11.2021 2
-
Основные понятия
Грамота Грамотность Подготовка к обучению грамоте
-
Письменность
Письменность- величайшее изобретение человечества, которое помогает ему сохранить наиболее ценное, что создано им, и передавать другим поколениям, обеспечивает общение с культурой своего и других народов. Поэтому освоение письменности, то есть сознательное владение родным языком, -всегда считалось одним из важнейших средств развития ребенка.
-
Определение основных понятий
Грамота –это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Грамотность – это определённая степень владения человеком навыками и умениями чтения и письма в соответствии с нормами родного (изучаемого) языка, один из базовых показателей социально-культурного развития человека. Подготовка к обучению грамоте- этап в процессе непосредственного обучения чтению и письму
-
Этапы обучения грамоте
1 этап добуквеный (подготовка к обучению грамоте) (работа со звуками, слогами, словами, предложениями) 2 этап- гласные звуки и буквы (6 или 10) 3 этап –согласные звуки или буквы (+4 гласных), формирование механизма чтения.
-
Предпосылки к обучению грамоте
Физиологические предпосылки (уровень развития головного мозга и руки) Психологические предпосылки (уровень сформированности психических процессов) Педагогические предпосылки (степень педагогически грамотного содействия развитию устной речи)
-
Готовность к обучению грамоте
Готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих: -развитый речевой слух (который лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии) -четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание) знание зрительных образов букв и умение соотносить звук с буквой Выработка гибкости и точности движения рук, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом) и пр.
-
Обучение дошкольников чтению
Основное содержание обучения детей чтению представлено следующими направлениями работы: 1. Звуки речи 2. Образ буквы 3. Первоначальное чтение 4.Предложение. Слово
-
Звуки речи
Дети учатся: -узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина и конец) -анализировать особенности произнесения и звучания звука (анализ артикуляции): положение губ, зубов, языка, участие голоса, прохождение воздушной струи– знакомство с гласными и согласными, твердыми и мягкими звуками - устанавливать последовательность звуков в слове
-
Условные обозначения при работе со звуками
«Волшебные звуковые бусы»- детям вводится условный образ бус, построенный на следующей ассоциации:звуки, как бусинки в бусах, последовательно нанизываются и получаются слова; каждая бусинка- это отдельный звук в слове; сколько звуков в слове- столько бусин в бусах красный цвет(кругов- бусин)- служит для обозначения гласных звуков. синий цвет- служит для обозначения согласных (твердых) звуков. Зеленый цвет- служит для обозначения согласных (мягких) звуков. Например: Л И С А
-
Образ букв
Буква- знак (образ) звука или звуков Буква демонстрируется детям в виде заглавной и строчной (большой и маленькой), черного цвета Аа Бб Вв Гг Дд В детском саду детей знакомят с буквами печатного шрифта
-
Образ буквы
Изучение буквы предполагает восприятие и запоминание её целостного образа Дети закрепляют образы букв, упражняются в их узнавании через выбор буквы из цепочки букв разной величины, цвета, материала; украшают буквы, раскрашивают, вырезают их из различных печатных источников и т.п. дети ищут образы знакомых букв в «Зашифрованных рисунках», что позволяет им дифференцировать схожие по изображению буквы Особое внимание уделяется умениям детей соотносить буквы с соответствующим звуком.
-
Дидактические игры на закрепление образа буквы
«Моя азбука» Цель: упражнять детей в умение соотносить звук с образом буквы Л- лиса,леси Ш-шахматы, шашка, шапка С- солнце, сушка, сердце и т.п
-
Подготовка к обучению письму
Подготовка к обучению письму включает в себя: Подготовки руки к письму Аналитико- синтетическую деятельность Подготовка к технике письма Формирование элементарных графических умений
-
Первоначальное чтение
С введением согласных звуков и букв детям дается практическое представление об основном механизме чтения слогов- позиционном чтение, то есть путем упражнений дошкольники учатся ориентироваться на гласную в слоге при его чтении. Они определяют, как читать впереди стоящую согласную(твердо или мягко) Например: мал – мял, лук- люк.
-
Предложение. Слово
В содержание обучения грамоте включено первоначальное ознакомление с предложением и словом. Сюда входит: составление нераспространенных и распространенных предложений правильное и отчетливое их произнесение умение слышать отдельные предложения в потоке речи членение предложений на слова, последовательное выделение их из предложений определение количества слов в предложение В методике детям даются первоначальные представления о слоге и ударении.
-
Схемы предложений
Предложение выделяется обозначается прямоугольником (полоской бумаги) Отдельные слова обозначаются короткими линиями, которые вписываются в прямоугольник Мама мыла раму. ---------- ---------- ----------
-
Слоги
Выделяя в словах слоги, дети разделяют линии – слова вертикальными штрихами. Ударный слог обозначается маленькой черточкой (поставленный над слогом или над соответствующей гласной) Например: ма ши на
-
Подготовка к обучению письму
Письмо- сложный навык и в полном объёме не доступен ребенку- дошкольнику Поэтому в детском саду проводиться целенаправленная работа по подготовке к обучению письму Подготовка к обучению письму включает в себя: Подготовки руки к письму Аналитико- синтетическую деятельность Подготовку к технике письма Формирование элементарных графических умений
-
Подготовка руки к письму
Включает в себя: Развитие мелкой моторики осуществляется на занятии и в основном в свободной деятельности детей Широко используются пальчиковые игры (3-4 раза вдень), ручной труд Аналитико- синтетическую деятельность Работе с буквами предшествуют игровые упражнения на умение проводить анализ и синтез графических условных изображений предметов
-
Подготовку к технике письма
Включает в себя: Развитие пространственной ориентировки Написание «горизонтальных» линий с лева направо и «вертикальных» линий сверху вниз Развитие чувства ритма в упражнениях на слух и в практических заданиях типа «бордюр»
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.