Содержание
-
Понятие о сложном предложении
-
«Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н. Толстой
-
Не нужен клад, коли в семье лад Согласную семью и горе не берет
-
Цели урока:
Закрепить умение отличать простые предложения от сложных. Знать особенности сложных предложений. Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.
-
Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не)праз..ным занятием от (не)чего делать но насущ..ной (не)обходимостью. А. Куприн
-
«Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка являетсяне праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - -писал А. Куприн.
-
Семья знает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас. Многие люди могут сделать состояние, но очень немногие могут построить крепкие семейные узы. Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам, пока сами не станем родителями. Многие люди могут сделать состояние, очень немногие могут построить крепкие семейные узы.
-
Алгоритм определения вида предложения
1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на количество основ в предложении: Одна основа- простое. Две и более - сложное. 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.
-
Простое предложение
[ Семьязнает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас ].
-
Сложносочиненное предложение
[Многие люди могут сделать состояние], но [очень немногие могут построить крепкие семейные узы]
-
Сложноподчиненное предложение
[ Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам ], (пока самине станем родителями).
-
Бессоюзное предложение
[ Многие людимогут сделать состояние ], [ очень немногиемогут построить крепкие семейные узы ].
-
-
Сочинительная синтаксическая связь
– это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзовГроза прошла, и выглянуло солнце.
-
Подчинительная синтаксическая связь
– это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов..Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)
-
Бессоюзная синтаксическая связь
– это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:Тренер заболел, занятие отменили.
-
Проверь себя!
-
Вопрос №1
Сколько грамматических основ в сложном предложении?А) одна Б) две В) две и более
-
Как связаны между собой части в сложном предложении?А) по смыслуБ) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи) Вопрос №2
-
Вопрос №3
Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложениеБ) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением
-
Вопрос №4
Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?А) да Б)нет
-
Вопрос №5
Могут ли сложные предложения быть восклицательными?А) да Б)нет
-
Вопрос №6
Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?А) да Б)нет
-
Вопрос №7
Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения? А) главнойБ) придаточнойВ) сочинительной и подчинительной
-
Вопрос №8
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?А) равноправное отношение характеризует подчинительную связьБ) равноправное отношение характеризует сочинительную связь
-
Вопрос №9
Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связьБ) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь
-
Вопрос №10
Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное
-
Ответы:
1.В 6.Б2.Б 7.В3.Б 8.Б4.А 9.А5.А 10.Б
-
10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.7 и менее – необходимо дома ещё раз пройти тест (будет размещён на сайте) и приготовиться в начале следующего урока рассказать теоретический материал классу.
-
-
Алгоритм определения вида сложного предложения
1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.
-
1. Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. (ССП)2.Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.(ПП)3. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подольдом блестит. (ССП)4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где япровел Изгнанником два года незаметных. (СПП)
-
5. Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. (БСП)6. Если жизнь тебя обманет,Не печалься, не сердись. (СПП)
-
Минутка подготовки к ГИА
Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.
-
Исключение
это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.
-
Минутка подготовки к ГИА
Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.
-
Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. Один из возможных вариантов
-
Л.Н. Толстой Что говорили великие? «Счастлив тот, кто счастлив дома»
-
Работа с текстом
-
Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия? Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии, умиротворенности.
-
О чем этот текст? Какова его тема? Изображение семейной жизни Никитиных Какова идея текста? Идея созвучна с эпиграфом урока - Счастлив тот, кто счастлив дома
-
В каком предложении заключена основная мысль текста? Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома. Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями. Личное местоимение Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами. Личное местоимение
-
Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ. Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно другим, все показано в движении Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ. Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы. Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь
-
Что помогает нам понять его нетерпение? Использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся, уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя, когда он влюблен Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует? Дом -Гнездо. В смысле «уютное гнездышко» А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену?
-
Поработаем!
Назовите номера сложных предложений,составьте их схемы, дайте характеристику
-
Сложные предложения:
1,2,4,6,7 1,2,4,6- СПП 7- ССП
-
Назовите простое осложненное предложение.Чем оно осложнено? В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему идиллию.
-
Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении? Добавочное действие к основному - делал (как?) желая показать
-
Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии? Втексте чувствуется некая ирония.: клялся, страшно соскучился, положительная Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что-нибудь бесполезное…; автор использует гиперболу: Жить без нее не может)
-
Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти» Как вы думаете, какова роль иронии?
-
А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть человек абсолютно счастлив?
-
Домашнее задание
Сочинение-рассуждение: «Счастлив тот, кто счастлив дома» (использовать предложения разных видов)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.