Презентация на тему "Понятие о сложном предложении" 9 класс

Презентация: Понятие о сложном предложении
Включить эффекты
1 из 52
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.8
11 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.68 Мб). Тема: "Понятие о сложном предложении". Предмет: русский язык. 52 слайда. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2021 году. Средняя оценка: 3.8 балла из 5.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    52
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Понятие о сложном предложении
    Слайд 1

    Понятие о сложном предложении

  • Слайд 2

    «Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н. Толстой

  • Слайд 3

    Не нужен клад, коли в семье лад Согласную семью и горе не берет

  • Слайд 4

    Цели урока:

    Закрепить умение отличать простые предложения от сложных. Знать особенности сложных предложений. Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

  • Слайд 5

    Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и (с,з)бережение русского языка являет..ся (не)праз..ным занятием от (не)чего делать но насущ..ной (не)обходимостью. А. Куприн

  • Слайд 6

    «Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка являетсяне праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - -писал А. Куприн.

  • Слайд 7

    Семья знает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас. Многие люди могут сделать состояние, но очень немногие могут построить крепкие семейные узы. Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам, пока сами не станем родителями. Многие люди могут сделать состояние, очень немногие могут построить крепкие семейные узы.

  • Слайд 8

    Алгоритм определения вида предложения

    1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на количество основ в предложении: Одна основа- простое. Две и более - сложное. 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

  • Слайд 9

    Простое предложение

    [ Семьязнает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас ].

  • Слайд 10

    Сложносочиненное предложение

    [Многие люди могут сделать состояние], но [очень немногие могут построить крепкие семейные узы]

  • Слайд 11

    Сложноподчиненное предложение

    [ Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам ], (пока самине станем родителями).

  • Слайд 12

    Бессоюзное предложение

    [ Многие людимогут сделать состояние ], [ очень немногиемогут построить крепкие семейные узы ].

  • Слайд 13
  • Слайд 14

    Сочинительная синтаксическая связь

    – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзовГроза прошла, и выглянуло солнце.

  • Слайд 15

    Подчинительная синтаксическая связь

    – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов..Мы не пошли гулять, потому что началась гроза. (Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)

  • Слайд 16

    Бессоюзная синтаксическая связь

    – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно. Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример:Тренер заболел, занятие отменили.

  • Слайд 17

    Проверь себя!

  • Слайд 18

    Вопрос №1

    Сколько грамматических основ в сложном предложении?А) одна Б) две В) две и более 

  • Слайд 19

    Как связаны между собой части в сложном предложении?А) по смыслуБ) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи) Вопрос №2

  • Слайд 20

    Вопрос №3

    Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложениеБ) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением 

  • Слайд 21

    Вопрос №4

    Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания?А) да Б)нет

  • Слайд 22

    Вопрос №5

    Могут ли сложные предложения быть восклицательными?А) да Б)нет

  • Слайд 23

    Вопрос №6

    Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной?А) да Б)нет

  • Слайд 24

    Вопрос №7

    Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения? А) главнойБ) придаточнойВ) сочинительной и подчинительной 

  • Слайд 25

    Вопрос №8

    Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения?А) равноправное отношение характеризует подчинительную связьБ) равноправное отношение характеризует сочинительную связь

  • Слайд 26

    Вопрос №9

    Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения?А)неравноправное отношение характеризует подчинительную связьБ) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь

  • Слайд 27

    Вопрос №10

    Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме.А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное

  • Слайд 28

    Ответы:

    1.В 6.Б2.Б 7.В3.Б 8.Б4.А 9.А5.А 10.Б

  • Слайд 29

    10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал!9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал.7 и менее – необходимо дома ещё раз пройти тест (будет размещён на сайте) и приготовиться в начале следующего урока рассказать теоретический материал классу.

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    Алгоритм определения вида сложного предложения

    1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

  • Слайд 32

    1. Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. (ССП)2.Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы.(ПП)3. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подольдом блестит. (ССП)4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где япровел Изгнанником два года незаметных. (СПП)

  • Слайд 33

    5. Любви, надежды, тихой славы Недолго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман. (БСП)6. Если жизнь тебя обманет,Не печалься, не сердись. (СПП)

  • Слайд 34

    Минутка подготовки к ГИА

    Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.

  • Слайд 35

    Исключение

    это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

  • Слайд 36

    Минутка подготовки к ГИА

    Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн.

  • Слайд 37

    Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. Один из возможных вариантов

  • Слайд 38

    Л.Н. Толстой Что говорили великие? «Счастлив тот, кто счастлив дома»

  • Слайд 39

    Работа с текстом

  • Слайд 40

    Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия? Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии, умиротворенности.

  • Слайд 41

    О чем этот текст? Какова его тема? Изображение семейной жизни Никитиных Какова идея текста? Идея созвучна с эпиграфом урока - Счастлив тот, кто счастлив дома

  • Слайд 42

    В каком предложении заключена основная мысль текста? Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома. Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями. Личное местоимение Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами. Личное местоимение

  • Слайд 43

    Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ. Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно другим, все показано в движении Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ. Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы. Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь

  • Слайд 44

    Что помогает нам понять его нетерпение? Использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся, уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя, когда он влюблен Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует? Дом -Гнездо. В смысле «уютное гнездышко» А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену?

  • Слайд 45

    Поработаем!

    Назовите номера сложных предложений,составьте их схемы, дайте характеристику

  • Слайд 46

    Сложные предложения:

    1,2,4,6,7 1,2,4,6- СПП 7- ССП

  • Слайд 47

    Назовите простое осложненное предложение.Чем оно осложнено? В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему идиллию.

  • Слайд 48

    Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении? Добавочное действие к основному - делал (как?) желая показать

  • Слайд 49

    Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии? Втексте чувствуется некая ирония.: клялся, страшно соскучился, положительная Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что-нибудь бесполезное…; автор использует гиперболу: Жить без нее не может)

  • Слайд 50

    Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти» Как вы думаете, какова роль иронии?

  • Слайд 51

    А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть человек абсолютно счастлив?

  • Слайд 52

    Домашнее задание

    Сочинение-рассуждение: «Счастлив тот, кто счастлив дома» (использовать предложения разных видов)

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке