Содержание
-
Использование приёмов мнемотехники в непосредственно-образовательной деятельности с детьми
Составила:учитель-логопед Шпигарева О.Н.
-
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.
-
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно -образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому, при развитии детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
-
Задачи, которые можно решить ,используя приёмы мнемотехники: 1. развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; 2. формирование умения у детей способности преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации); 3. формирование умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения , использования средств технологии. 4. развитие умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции; 5. развитие творческих способностей детей, умения самим составлять схемы и воспроизводить их; 6. развитие связной речи, расширение и обогащение словарного запаса детей; 7. развитие мелкой моторики рук; 8. формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; 9. формирование целостного восприятия окружающего мира; 10. развитие интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, формирование желания активно участвовать в образовательном процессе; 11. развитие умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач; 12. создание условий, способствующих взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
-
Подходы в работе с технологией мнемотехника: ❖ Системный - технология мнемотехника используется в системе обучения и воспитания; ❖ Личностный - с учётом возможностей и потребностей каждого ребёнка; ❖ Деятельностный - развитие ребёнка происходит в деятельности, он читает предложенные педагогом схемы, таблицы и составляет свои; ❖ Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога; ❖ Культурологический- ребёнок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить; ❖ Информационный - ребёнок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
-
Принципы совместной деятельности педагога с детьми:
I. Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «безопасность», «речевое развитие » и другие; 1) Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы; 2) Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса; 3) Интеграция детской деятельности. II. Комплексно-тематический принцип: 1) Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы»; 2) Виды«тем»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»; 3) Тесная взаимосвязь и взаимозависимость с интеграцией детских деятельностей.
-
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению различных дисциплин. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза: Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
-
Мнемосхемы для запоминания действий
Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например: кран, вода, руки, полотенце), одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.
-
Мнемоквадраты
Для начала детей знакомим с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем педагог усложняет материал, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
-
Легкий метод разучивания стихотворений
Методы мнемоники — это прекрасный способ быстро запоминать стихи. Каждому слову или действию, описанному в стихотворении, соответствует своя картинка. Дети в детском саду повторяют за воспитателем фразы и показывают соответствующие картинки. По сути, эта методика представляет собой простой ребус, в котором зашифровано все стихотворение. Естественно стихи запоминаются гораздо быстрее, ведь их можно увидеть!
-
Разучивание скороговорок
Текст скороговорки: В огороде у Федоры - помидоры, за забором у Федоры - мухоморы. (Автоматизация звука Р).
-
Пальчиковые игры и самомассаж
-
Мнемотаблицы
Мнемотаблица – это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или в их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме. Она представляет собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют педагоги, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществление перекодирования информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью педагога, в старших — дети выполняют самостоятельно. Игры «Интервью», «Составь загадку», «Отгадай загадку», «Да – нет», «Сравнилка»……
-
Рассказ-сравнение, составленный с помощью мнемотаблицы
Сравнение активи-зирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.
-
Пересказ с помощью мнемотаблицы
-
Мнемоколлаж
Это учебные пособия, способствующие закреплению различных методов запоминания, развитие фотографической памяти, развитие образного восприятия. Развивающие(умение соединять в один сюжет несвязанные, на превый взгляд, между собой картинки) Обучающие(способствует получению и закреплению определённых знаний о предмете коллажа(математический, экологический…)
-
Очень важно чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. По наблюдениям детских психологов малыши, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности.
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Один из факторов, положительно влияющих на развитие ребёнка, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина и др. — это наглядность. Другой фактор — создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л.С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим. Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи приёмами мнемотехники заметно облегчает детям овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными. Таким образом, с помощью мнемотаблиц и схем — моделей удалось достичь следующих результатов: значительно увеличился процент показателей информативности и связности речи, улучшилось понимание речи, уменьшилось количество грамматических и лексических ошибок; - у детей появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; - появился интерес к заучиванию стихов; - словарный запас вышел на более высокий уровень; - дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.