Содержание
-
Правописание НЕ с глаголами и другими частями речи
Выполнил учитель русского языка, литературы и культуры общения Павловской СОШ №2
Сокол Нелли Ивановна.
-
Как часто вы делаете ошибки на правила, которые вам хорошо знакомы! И если их постоянно повторять, грамотность далеко не всегда становится выше. Из-за этого многие даже теряют веру в то, что правила могут помочь. А все потому, что отправила к грамотному письму нет прямой дороги: на пути встречаются преграды.Одолеть их вам поможет волшебное средство под названием
Самоинструкция
-
Что такое самоинструкция?
Вы, конечно, знаете, что такое инструкция. В жизни часто приходится встречаться с нею. Подарили вам какую-нибудь настольную игру — в коробке обязательно окажется инструкция. Инструкции прикладываются к пылесосу, стиральной машине, телевизору и к другим приборам. В инструкциях сообщается, что нужно делать, какие операции производить, чтобы приборы работали. Кроме того, обязательно указывается порядок, в котором надо производить действия. А если инструкции перепутать, то получится то, что описано в шутливом стихотворении Л. Квитко о маленьком мальчике Лемеле.
-
Мама сказала:
-Ты мне услужи: Вымой тарелки, Сестру уложи, Дрова наколоть Не забудь, мой сынок,
Поймай петуха И запри на замок.Сестренка, тарелки,Петух и дрова.У Лемеле только Одна голова!
Схватил он сестренку
И запер в сарай.
Сказал он сестренке:
-Ты здесь поиграй!
Дрова он усердно
Помыл кипятком,
Четыре тарелки
Разбил молотком,
Но долго пришлось
С петухом воевать:
Ему не хотелось
Ложиться в кровать.
-
Составляем самоинструкцию!
Возьмем совсем легкое правило. Например, правописание частицы не с глаголами. Вот это правило:
Не с глаголами пишется отдельно, за исключением тех слов, которые без не не употребляются.
Допустим, вам нужно решить, как пишется частица не в глаголах (не) навидел и (не) нашел. Какую операцию нужно выполнить в этой орфографической задаче?
Ход решения задачи «не с глаголами» можно изобразить в виде такой самоинструкции.
-
определяю, употребляется ли глагол без НЕ
Вывод: частицу НЕ Вывод: частицу НЕ
пишу раздельно пишу слитно
да
нет
-
Пока мы взяли легкий пример для составления самоинструкции. Перепишите еев тетрадь: она послужит вам образцом когда вы будете составлять другие самоинструкции.
Некоторым из вас может показаться: незачем составлять самоинструкции на такие легкие правила. В этих случаях говорят, что «игра не стоит свеч» или «овчинка выделки не стоит» (Так судят о работе, которая требует много сил и времени, а пользы от нее совсем мало.) Однако даже самая простая инструкция поможет вам ничего не потерять или ничего не перепутать.
-
Работаем по самоинструкции!
(Не)жил, (не)когда, (не)здоровится, (не)лепый, (не)уклюжий,(не)лежал, (не)видит, (не)был, (не)доумевал, (не)ходьба, (не)дело, (не)хочу, (не)ряха, (не)ем, (не)большой.
Если у вас были ошибки, вспомните Карлсона, который жил на крыше. Он бы сказал :
«Ошибки - дело житейское». Продолжайте тренировку!
-
У всех частей речи есть слова, которые
не могут жить без частицы НЕ. Найдите эти слова в стихотворении и
верните им пропажу, а затем расселите
по квартирам по улице
Частей речи.
Кто еще не может жить без НЕ?
-
Побывал я однажды в стране
Где исчезла частица не.
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положенье!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые росли забудки.
И погода стояла настная.
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страхаШел умытый, причесанный ряха,А за ряхой по травке свежейШли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,Чинным шагом вышли доучки.И навстречу всем утром раноУлыбалась Царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы не.
-
Опять живем по инструкции!
«Перегрузите» в подходящий транспорт эти слова:
(Не)дотрога, (не)ожиданность, (не)взял, (не)поседливый, (не)конец,(не)брежно, (не)пременно, (не)хочет, (не)сносный, (не)пустить, (не)навидит,(не)было, (не)быстро, (не)равный.
-
Проверьте себя!
- Недотрога,
- неожиданность,
- непоседливый,
- небрежно,
- непременно,
- ненавидит,
- небыстро,
- несносный неравный.
,.
- Не взял,
- не конец,
- не хочет,
- не пустить,
- не было,
-
Какие важные мысли надо выделить:
Чтобы писать грамотно, нужно правильно применять правила.
Применять правила помогает самоинструкция.
Самоинструкция – это инструкция, которую человек составляет для себя, чтобы знать, что ему делать и в каком порядке.
Самоинструкцию можно составить к любому правилу.
Нужно уметь самим составлять инструкции и пользоваться ими при письме.
-
Краткий пересказ
Чтобы писать грамотно, нужно уметь применять правила. Применять правилапомогает самоинструкция. Это инструкция, которую человек составляет для себя. Он отдает сам себе команды, решает, что делать и в каком порядке. Самоинструкцию можно составить к любому правилу. Надо научиться использовать ее при письме.
Теперь соединяем эти мысли в коротенький рассказ.
Вот что должно получиться
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.