Содержание
-
Подготовила: учитель-логопед Шияненко Н.В.
МБ ДОУ «Детский сад №64» г.Новокузнецк2020г. Игры по обучению грамоте для детейс ТНР подготовительной к школе логогруппе»
-
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на определенном языке.Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтениемОбучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
-
Сформированностьзвуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);Полная сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. выделять гласные и согласные звуки из состава слова;Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.Формировать умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
-
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. Игра не возникает сама по себе, поэтому наша основная задача – открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата. А самое главное, что именно игра делает сложный материал понятным и доступным, скучный – интересным.
-
Применяемые мною на практике игры условно я разделила на следующие группы:
1.Игры с использованием ЛЕГО конструктора. 2.Дидактические настольно-печатные игры.
-
Игры с использованием ЛЕГО конструктора.
«Построй букву» Цель: закрепить графический образ букв; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук. Материал: конструктор ЛЕГО, картотека схем «ЛЕГО буквы». Ход игры. Дети конструируют из ЛЕГО- элементов графический образ пройденных букв.
-
«Звуковые пирамидки» Цель: развитие фонематического слуха при различении гласных, согласных твердых и согласных мягких звуков; развитие фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.Материал: конструктор ЛЕГО красного, синего и зеленого цвета.Ход игры.Взрослый называет ряд разных звуков. Ребенок строит башню из кирпичиков в соответствии с названным звуком. Красный кирпичик- гласный звук, синий- согласный твердый, зеленый-согласный мягкий звук.
«Выложи схему» Цель: совершенствовать навыки звукового анализа слов; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук. Материал: конструктор ЛЕГО, предметные картинки. Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинку и предлагает выполнить звуковой анализ слова. Ребенок поочередно называет звуки слова и выкладывает из кирпичиков пирамидку.
-
«Подарки для роботов»Цель: закрепить умения дифференциации звуков по твердости-мягкости;развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.Материал: конструктор ЛЕГО.Ход игры.Дети конструируют синего и зеленого роботов. Необходимо разложить перед ними предметные картинки с нужным звуком. Синий робот – картинки с твердым звуком, зеленый робот – картинки с мягким звуком.
«Гусеница» Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук. Материал: конструктор ЛЕГО. Ход игры. Дети придумывая слова на заданный звук конструируют из ЛЕГО- элементов гусеницу. Один кирпичик - одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.
-
2.Дидактические настольно-печатные игры.
«Сложи слово» Цель: узнать слово, составив его из первых звуков в названии картинок. «Ребусы» Цель: расшифровать слово. «Слоги» Цель: по первому слогу составить слово
-
Ребенок самостоятельно составляет слова из кубиков. Игры на выделение звука в слове, его места (начало, середина, конец, определение количества слогов (элементарный анализ) Игры на узнавание буквы , придумывание слова на заданную букву.
-
«Прочитай по первым буквам» Цель: по первым буквам картинки сложить слово и прочитать его Круговые тренажеры серии «Карусель» Цель: повышают эффективность развития интеллектуальных способностей детей ; дети учатся сравнивать, характеризировать звуки, моделировать слова; подбирать буквы, читать по слогам. «Кто в домике живет?» Игрв учит не только составлять слова, читать их но и развивает внимание, мелкую моторику детей.
-
Игры с камушками марблс.Цель: развивать умение читать по слогам;развивать зрительную память, внимание, мелкую моторику .
-
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте дошкольников с ТНР.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.