Содержание
-
ПроектДидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.
ГКДОУ №7 «Дюймовочка» детский сад компенсирующего вида город- курорт Ессентуки Учитель – логопед: О.Н.Ермакова
-
Основа всей жизни человека — ритм, данный каждому его природой, дыханием. К. Станиславский
-
Темпо – ритмическая организация речиобъединяет и координирует все составляющие устной речи. Опыт работы показывает, что в последнее время увеличилось количество детей с дизартрией В структуре дефекта дизартрии – нарушение темпо – ритмической организации ребенка, что в свою очередь негативно сказывается на развитии звукослоговой структуры речи и является препятствием в формировании качественного произношения. Спастико – паретический синдром в артикуляционной мускулатуре , встречающееся примерно у 40% детей – также следствие нарушения темпо - ритмической стороны речи, но лишь судорожного характера. Данные речевые проблемы впоследствии могут отрицательно сказаться на формировании письменной речи и привести к нарушению чтения и письма.
-
Актуальность проблемы:
Дидактические игры повышают интерес ребенка к занятию, стимулируют его мотивацию к устранению дефекта, улучшая качество коррекционной работы. Упражнения рекомендованы к реализации, как на логопедических занятиях, так и в домашних условиях с детьми с дизартрией, спастико – паретическим синдромом в артикуляционной мускулатуре, при нарушении звукослоговой структуры речи у детей с алалией, дизартрией, ДЦП и интеллектуальной недостаточностью.
-
Цель:
Развитие темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР(дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью).
-
Задачи:
коррекция звукослоговой структуры слов. обучение движению кистью руки в заданном темпе; обучение чередованию движений рук в различном темпе; обучение сочетанию согласованных движений кисти руки с ритмической организацией высказывания и проговариванием в заданном темпе и ритме; формирование правиль- ного речевого дыхания. автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
-
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР(дизартрией, ДЦП, алалией и умственной отсталостью).
-
Стратегия достижения поставленных целей:
Дидактические упражнения проводятся как часть коррекционно –образовательной деятельности различной направленности в течение 3-7 минут. Упражнения необходимо выполнять: — с четкой артикуляцией; — с равномерным распределением выдоха; — соблюдением умеренного и медленного темпа; — синхронизируя произнесение и движение. Вначале тренировка послогового ритма производится в замедленном темпе. По мере овладения навыком темп речи ускоряется. Использование игровых упражнений в домашних условиях с родителями позволит закрепить навыки, полученные на занятиях.
-
Педагогический проект «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.» рассчитан на 6 месяцев. Реализация проекта будет проходить в три этапа: Диагностический Основной Заключительный.
-
I.Подготовительный:
определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата; изучение научно – методической литературы по данной проблеме; создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр; составление плана проекта.
-
II. Основной.1. Содержание деятельности:
1.проведение диагностического обследования; 2.составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации; 3.проведение коррекционно – развивающих занятий с использованием элементов логоритмики; 4.консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме; 5.проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
-
2. Содержание деятельности воспитателей:
проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов; закрепление изученного материала
-
3. Содержание деятельности родителей:
участие в занятиях по развитию темпо - ритмической организации речи у детей ; закрепление изученного материала по заданию в процессе повседневного общения с ребенком; проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях
-
Формы работы с детьми:
Подгрупповые занятия с использованием темпо – ритмических упражнений и игр : «быстро - медленно», «веселый язычок», «пальчики играют», «веселый ветерок». Индивидуальные занятия: «послушай повтори», «веселые упражнения язычком», «ходим со словечком». Дидактические игры в совместном блоке (прогулка, режимные моменты) «делай то, что я скажу, а не то, что покажу». «ножки топают, ручки хлопают».
-
Формы работы с педагогами:
Консультация для педагогов: «использование скороговорок и чистоговорок в работе с детьми с целью формирования выразительности речи у детей ЗПР с различными речевыми проблемами»; Семинар – практикум: «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР». Пятиминутки: подбор игровых темпо – ритмических упражнений для использования на занятиях: пальчиковые, артикуляционные гимнастики (тетрадь взаимосвязи специалиста и воспитателей) Круглый стол для педагогов «Ритм , речь, слоговая структура , выразительность речи».
-
Формы работы с родителями:
Консультация для родителей : «Рекомендации по выработке темпо –ритмической организации речи, через игровые приемы» Консультация для родителей : «Развитие тонких движений пальцев рук» Семинар – практикум для родителей: «Домашняя игротека» Родительское собрание: «Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста ». Круглый стол для родителей и воспитателей по результатам проделанной работы за период работы. Индивидуальное консультирование. Информационные стенды(родительские уголки): « Для чего нужна артикуляционная гимнастика»; «Игры и упражнения которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук»» «Для чего нужны пальчиковые игры».
-
1 этап. Диагностический
-
2 этап. Основной этап
-
-
3 этап. Заключительный этап
-
Пальчики «шагают»
-
Игра на внимание и ритм.
-
Весёлая, сказочная пальчиковая гимнастика!
-
Веселый «ветерок».
-
Поем гласные звуки по «ступеничкам»
-
Учимся правильно говорить звуки!
-
Поиграем с пальчиками.
-
Учимся считать с ритмом.
-
Ожидаемые результаты
При реализации проекта «Дидактические игровые упражнения по развитию темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР» рассчитываем получить следующие результаты: будет решена одна из проблем – проблема разработки новых игровых упражнений по коррекции темпо – ритмической организации речи ребенка. Родители перестанут отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладеют необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками. Воспитатели преодолеют возникающие определенные трудности в применении дидактических игр повышающих интерес ребенка к занятию, стимулирующих его мотивацию к устранению дефекта, улучшая качество коррекционной работы ребенком.
-
диагностика:темпо-ритмической организации речи у детей ЗПР.
-
-
Выводы: Осознанное включение воспитателей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества педагогов и специалистов . Учитель – логопед:О.Н.Ермакова
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.