Содержание
-
Профилактика оптической дисграфии у детей с ОНР. учитель-логопед МДОУ «Детский сад №15» Кравченко С.И.
-
Оптическая дисграфия — дисграфия, связанная с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений, проявляется в заменах и искажениях букв на письме.
-
Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у... Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
-
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Хвместо Ж и т.д.; - добавление лишних элементов; - пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; - зеркальное написание букв.
-
Таким образом, дисграфия никогда не возникает «из ничего»!
Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить
-
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.
Выработка концентрации и способности к переключению зрительного внимания, развитие зрительного восприятия.
-
1. Привлечь внимание к окружающим предметам. Назвать, что изображено на картине. 2. Выделить из множества картинок заданные по определённой теме.
-
Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.развитие зрительного гнозиса: -развитие восприятия цвета; -развитие восприятия формы; -развитие восприятия размера и величины.Дидактические игры:«Найди пару»(геом. Фигуры), «Какой предмет спрятался» (зашумленные картинки), «Отгадай загадку, найди отгадку», «Соедини одинаковые снежинки»,«Найди отличия», «Дорисуй фигуру» и др.
-
. «Назови предметы по их контурам», «Расположи предметы по величине», «Найди правильную тень предмета», «Найди одинаковые тени».Соотнести черно-белые изображения предметов с цветными. Соотнести предметы с их черными силуэтами.
-
Узнать предметы, наложенные друг на друга.
«Дорисуй половинку»,«Чего не хватает?», «Кто это? Дорисуй.»
-
Работа с кубиками Зайцева предупреждает оптическую дисграфию.Невозможно прочитать Слово ,перевернув кубик и дети постоянно тренируются в правильном написании букв.
-
«Лабиринты».
-
Ориентировка на листе
Положи круг в правом верхнем углу, слева от него крестик, в нижнем левом углу квадрат и т. д. «Графические диктанты» – Нарисуй в центре листа треугольник , справа от него нарисуй круг, слева от треугольника – ромб и т.д. (сверху, снизу) Ориентировка на листе в клеточку: «Нарисуй такую же фигуру», «Графические диктанты в клеточку», «Зеркало» (дорисуй другую половинку).
-
Развитие зрительной памяти.
1.Запомнить расположение предметов, восстановить порядок расположения по памяти. 2. Запомнить расположение и цвет геометрических фигур, воспроизвести эти фигуры на листе бумаги. 3. Восстановить пары картинок. 4. Восстановить первоначальные варианты картинок (кукла, мяч, мишка – мяч, кукла, мишка). 5. Сравнить две картинки и найти их отличия. 6. Запомнить расположение палочек (спичек) в течение нескольких секунд, затем восстановить порядок их расположения на столе (палочки расположены хаотично или из них выложены геометрические фигуры).
-
Назвать и показать правые и левые части тела.
Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т.п. Пространственные слуховые диктанты.
-
Развитие буквенного гнозиса: развитие восприятия цвета букв; развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв; дифференциация расположения элементов букв.Дидактические игры: «Какая буква спряталась», «Допиши букву», «Выбери правильно написанную букву», «Разбери кучу малу», и др.Развитие зрительного анализа и синтеза- Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):- развитие запоминания формы предметов;- развитие запоминания цвета; - развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).
-
Внимательно посмотри на две праздничные картинки и скажи, чем они отличаются.
-
Кто, где находится?
-
А С Б О К А Расставь буквы по возрастанию, какое получится слово?
-
Список литературыКорнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб, 1997.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб, 2001.Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе (обучение грамоте детей с нарушениями речи). – М., 2001.Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб, 1998.Лопухина И.С. Стихи и упражнения для развития ребёнка. – СПб, 2000.Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция.- С-Пб.: «Детство пресс», 2006.Парамонова Л.Г. Правописание, шаг за шагом. – СПб, 1998.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997. Ткаченко Т.А Если дошкольник плохо говорит. – С. Пб., 1997.Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. – С. Пб., 1999.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1993.
-
Спасибо за внимание! Успехов в работе , уважаемые коллеги!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.