Содержание
-
Работа с текстом как один из путей повышения лингвистической, литературоведческой и коммуникативной компетенции учащихся
Городской семинар-практикум для учителей русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г. Серпухов 14 февраля 2012 года.
-
Концептуальные позиции филологического образования
- русский язык и литература – основные школьные дисциплины, способствующие социализации нового поколения;
- формирование речевой личности, способной быть активным членом общества;
- потребность овладения в условиях профильной школы навыками работы с информацией;
- практическая реализация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся;
- формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, литературоведческой, культурологической компетенций.
-
Образец текста для написания свободного диктанта
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего человеку нужна членораздельная речь?
Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря языку.
(А.А. Леонтьев)
- Прослушайте текст, определите его жанр и стиль.
- На какой основной вопрос дается ответ в содержании текста?
- Озаглавьте текст.
- Постарайтесь коротко дать ответ на вопрос, содержащийся в тексте.
-
Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие.
Запишите их в следующем порядке: сначала – причина, затем – следствие. При написании предложений избегайте повтора одинаковых слов, заменяйте их другими, близкими по смыслу.
- Около этого р..стения (не) бывает инея. Кипрей выделяет т..плоту.
- Берёза в тундре (не) может выр..сти большой. В тундре суровая з..ма.
- Кактусы р..стут в сухом и жарком климате. Кактусы долгое время могут обх..диться без в..ды.
-
Возможные задания для ситуативных упражнений
- Вы экскурсовод, ведете экскурсию для младших классов. Старайтесь описать картину ярко, образно и доступно. Ваша задача – вызвать заинтересованный отклик у зрителей и слушателей.
- Вы учитель русского языка. Ваш ученик, к сожалению, допускает речевые ошибки. Исправьте их.
- Вы редактор. Проверьте рукопись, предназначенную к печати.
- Вы корреспондент. Расскажите о случившемся, напишите заметку в газету.
-
Коммуникативно-речевые упражнения
Прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
- Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
- Красную речь хорошо и слушать.
- Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
- Красное дерево редко, красное слово метко.
-
Дидактические игры
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.5. «Лингвист». Исследуйте текст.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.