Содержание
-
Разноспрягаемые глаголы
-
Цель:
развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; рассмотреть лексическое значение разноспрягаемых глаголов, расширить словарный запас.
-
План урока
Повторение частей речи. Кроссворд. Повторение спряжения глаголов. Лингвистическая игра. Изучение нового материала. Знакомство с разноспрягаемыми глаголами. Тренировочные упражнения. Словарная работа. Итоги урока. Домашнее задание.
-
Кроссворд «Части речи»
с у щ е с т в и т е л ь н о е п р я ж е н и е к л о н е н и е ч и с л и т е л ь н о е а г о л а г р е ч и е р п л а о г а т е л ь н и е м и о т е с е м 1 1 4.Отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета. По горизонтали1.Часть речи, обозначает предмет. 4 7. Указывает на предмет, признак или количество, не называя их. 5 5. Часть речи, отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? 6 6. Обозначает признак предмета. 3. Часть речи, которая обозначает число, количество предметов и порядок предметов при счёте. 7 По вертикали. 1. Изменение глагола по лицам и числам. 2. Изменение именной части речи по падежам. 2 3
-
«Четвёртый лишний»
Рисовать Молчать Отдавать Накрывать Подсказка 1 Ответ Подсказка 2
-
Обратите внимание на спряжение глаголов
-
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
Выделяют два типа спряжения. Глаголы первого и второго спряжения различаются личными окончаниями.
-
Вспомните, как определяемспряжение
-
Алгоритм определения спряжения глаголов
Личное окончание глагола ударное? ДА НЕТ Определяем по гласной в окончании -ешь -ем -ете -ет -ут/-ют -ишь -им -ите -ит -ат/-ят I спр. на – ить (кроме брить и стелить) + гнать, держать, дышать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть ДА НЕТ II спр. Ставим глагол в неопределённую форму, определяем по гласной в суффиксе IIспр. I спр.
-
Ответ
Молчать – 2 спряжение, определяем по окончанию, которое в этом слове под ударением. Молчим, молчишь, молчите, молчат. Рисовать, отдавать, накрывать – 1 спряжение, определяем по суффиксу неопределённой формы глагола.
-
«Четвёртый лишний»
Молчать Бежать Ворчать Кричать Подсказка Ответ
-
Поставьте эти глаголы в форму 3 лица единственного и множественного числа
что делает? что делают?
-
Ответ
Бежать он бежит но они бегут окончание 2 спряжения окончание 1 спряжения
-
С каким подобным лингвистическим явлением мы уже встречались при изучении имени существительного?
Разносклоняемые существительные: десять существительных на -мя и существительные путь и дитя.
-
Как можно назвать глагол бежать, если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?
РАЗНОСПРЯГАЕМЫМ
-
Изучение нового материалаОткройте учебник (§ 81), рассмотрите таблицу, докажите, что глаголы хотеть и бежать являются разноспрягаемыми.
-
Спряжение глагола хотеть
я хочу ты хочешь он хочет мы хотим вы хотите они хотят I спр. II спр.
-
Спряжение глагола бежать
я бегу ты бежишь он бежит мы бежим вы бежите они бегут I спр. II спр.
-
Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе
-
Спряжение глаголов естьидать
я емдам ты ешь дашь он естдаст мы едим дадим вы едите дадите они едят дадут
-
Являются ли такие окончания типичными для глаголов?
Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.
-
Свободный диктант.Задание: сделайте вывод о том, к какому спряжению относится глаголчтить.
-
Словарная работа
Чтить — относиться к кому-нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших.(Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.) Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят и чтут.
-
Подберите синонимы к глаголу чтить.
Чтить – уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить.
-
Домашнее задание
§ 81, упражнение 474.
-
Вывод. Рефлексия
Я вспомнил, что… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Было сложно… Нужно выучить…
-
Презентацию подготовила Чурсина Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы Чановской СОШ № 2 Новосибирской области
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.