Содержание
-
Спряжение глагола
Особенности спряжения глаголов в русском языке.
-
Языковая разминка
1.Сделать синтаксический разбор предложения, расставить пропущенные знаки препинания. -Нес..тся Терек волнами точ..т дикий берег клокоч..т вокруг огромных скал. - Ноч.. стел..т тень и влажный берег студ..т ночь тян..т свой невод золотой. От чего зависит выбор гласной в окончании глагола?
-
Повторение
Что такое глагол? Какие морфологические категории присуще только глаголу? Что такое переходность-непереходность, возвратность-невозвратность глагола?
-
Новая тема
Что такое склонение? Спряжение-это изменение глагола по лицам и числам. В русском языке выделяются глаголы I и II спряжения, а также разноспрягаемые глаголы.
-
Глаголы I спряжения
Думать Ед.ч. Мн.ч 1л. Думаю думаем 2л. Думаешь думаете 3л. Думает думают
-
Глаголы II спряжения
Пилить Ед.ч. Мн.ч 1л.пилю пилим 2л.пилишь пилите 3л.пилит пилят
-
Внимание
Ко II спряжению относятся следующие глаголы: -на –ить (кроме брить и стелить – I спр.) -на –ать ( гнать, дышать, держать, слышать) -на – еть( смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) Все остальные глаголы относятся к I спряжению!
-
Лингвистическая справка
Давайте поговорим с Вами о исконно русских глаголах. 1.Глагольные близнецы- одеть и надеть « покрыть одеждой» и « снабдить одеждой» Гл. + сущ. с обозначением лица. «укрепить что-то на чем-нибудь» и «целиком или частично покрыть одеждой» Гл. + сущ. с обозначением неодушевленного предмета. Одеть-раздеть и надеть-снять. Шуба одеванная; И одевъ одежды свои; Он чулочки одевает.
-
2.Два глагола обуять. « охватить, объять, овладеть» об + уяти (у + яти) в значении « брать, хватать» Пример: Такая меня тоска обуяла, такаягрусть, что, кажется, все бы на свете отдала. «охваченный, объятый» Пример: Виновен я; гордыней обуянный ,обманывал я бога и царей. - «лишить рассудка, сделать безумным» Приставка О + суффикс –ати от прил. Буи « глупый, безумный» Пример : Надменный! Кто тебя подвигнул? Кто обуял твой дивный ум?
-
Закрепление
-Задание №1 Проспрягать глаголы, выделить окончание, определить спряжение. Просить, сказать, тереть, брить. -Задание №2 Переписать, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени, выделить окончание. 1.Сосны вершинами(махать) приветно. 2.Лиловая занавеска чуть-чуть(колыхаться) от ветра. 3.(Сыпать) спелые орехи мне орешник в кузовок. 4.Не пенится море, не (плескать) волна. 5.Мороз слегка (щипать) за щёки.
-
Подведение итогов урока
Итак, какую тему мы сегодня изучили? Что такое склонение и спряжение? Какие глаголы относятся к I и II спряжению? Сегодня на уроке мы провели лингвистический анализ исконно русских глаголов, дали историческую справку. Закрепили полученные знания на практике.
-
Домашнее задание
1.Выучить теоретический материал. 2.Выполнить упражнение № 441 на странице 169 по заданию. 3. Пять глаголов из данного номера проспрягать, выделяя окончания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.