Содержание
-
Развитие фонематического слуха Учитель-логопед МКДОУ № 37 Т.А.Мельникова
-
Фонематический слух -
тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
-
Фонематическое восприятие -
умение определять последовательность и количество звуков в слове.
-
Аспекты, на которые оказывает влияниефонематический слух:
Общеречевое развитие ребенка: усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Выработка орфографических навыков. Овладение чтением. Овладение операциями звукового анализа и синтеза. 6. Успешность обучения грамоте.
-
Ошибки, возникающие из-за несформированностифонематического слуха
Смешение звуков: звонкие- глухие(блакала – плакала); свистящие – шипящие(чаши – часы); твердые – мягкие(ягоди – ягоды); сонорные (тли – три); аффрикаты(чветы – цветы). 2. Перестановка и включение отдельных звуков (наушинки – наушники, нулжа – лужа). З. Пропуск слогов, безударных частей слова, лишние слоги (метает – подметает, тишинына – тишина). 4. Замена звуков (табака – собака, идют – идёт). 5. Ошибки при чтении: пропуск букв, слогов, предлогов; замена и перестановка букв, слогов; «застревание» на какой-либо букве, слоге, слове;
-
I. Узнавание неречевых звуков
-
-
-
II. Различение силы, тембра и высоты голоса
-
-
-
III. Различение слов близких по звуковому составу
-
1. Хлопни в ладоши, если произнесу слово неправильно
вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом бумага — пумага — тумага — пумака — бумака собака – сябака – сапака – фабака – собака – сабяка шапка – фапка – сяпка – шапка – щапка – сапка корабль – корябль – колябль – колабль – коябль
-
-
IV. Дифференциация слогов
-
1. Покажи кружок , когда услышишь лишний слог
ка – ка – га – ка на – ма – на – на па – па – па – та да – ла – ла – ла ра – та – ра – ра ба – ба – га – ба тя – ла – тя – тя хи – ки – хи – хи жа– жа – жа – жу ды – ры – ры – ры
-
2. Слушай и повторяй слоги как можно точнее (рот логопеда закрыт экраном)
да – та – да са – ша – са жа – ша – жа ра – ла – ра ба – па – ба за – са – за ча – тя – ча га – ка – га ца – са –ца ща – ча – ща та – да – та ша – са – ша ша – жа – ша ла – ра – ла па – ба – па са – за – са тя – ча – тя ка - га – ка са – ца – са ча – ща – ча
-
V. Дифференциация фонем
-
1.
Покажи на картинку, когда услышишь соответствующий звук Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а».Мышонок смеется: «И-и-ии-ии».Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э».Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у».Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о». Штангист подгимает штангу: «Ы-ы-ы-ы-ы».
-
-
2. Хлопни, когда услышишь нужный звук
[а] у а э и ы э у а о и ыи о а и э а [у] э ы а у и ы о у а э и у ы о э у и [и] а ы э и у а ы э и о у а и э и а о
-
3. Слушай внимательно и повторяй
ао – уа – аи – ио аиу – иао – уао – оиы аоуи – иуоа – иыоу – аэуо
-
VI. Навыки элементарного звукового анализа
-
1. Покажи столько кружков сколько звуков назову
а ау уау оауи оа ыауио эоуа иау оуиэ уо
-
2. Покажи кружок , когда услышишь звук [а] в слове, квадрат – [о], треугольник – [у]
клад мост кран круг поле плуг сук стол астра ком стая грач
-
3. Назови первый звук в слове
-
4. Назови первый и последний звук в слове
-
5. Посчитай количество слогов в слове
-
7. Придумай 2 слова на звуки [а], [у], [и]
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.