Содержание
-
«Развитие мелкой моторики, как средство становления высших психических функций у детей дошкольного возраста»
Учитель – логопед Якунина А.А.
-
«… рука учит голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга». М. Горький
-
Мелкая моторика — слаженные движения мелких мышц кистей и пальцев рук.
-
мелкая моторика – восприятие
в предметной деятельности происходит развитие восприятия; ребенок использует свои пальцы для ощупывания предмета; чем лучше сформирована мелкая моторика, тем большее представление о предмете ребенок получит, тем полнее сможет описать его словесно.
-
мелкая моторика –восприятие – высшие психические функции
изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей; чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное.
-
Этапы развития мелкой моторики
Неспецифические манипуляции с предметами Осознанная деятельность целенаправленное планируемое восприятие Освоение действительности с помощью действий.
-
Обследование уровня сформированности мелкой моторики включает два аспекта:
состояние кинестетической (статической) основы движений; состояние кинетической (динамической) основы движений.
-
Нарушения мелкой моторики
поражения двигательного анализатора: ограничение подвижности (парезы); нарушений мышечного тонуса; насильственные и содружественные движения (гиперкинезы и синкинезии).
-
нарушения вестибулярной функции: трудностях сохранения позы; недостаточная координация сложных движений. несовершенство регуляции процессов торможения и возбуждения: неточность, моторная неловкость; трудности при смене направления движения; трудности при включении в движение разных мышечных групп.
-
Система коррекционно-развивающей работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников
Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие высших психических функций.
-
Задачиразвития мелкой моторики:
ослабление напряжения в мышцах кистей и пальцев рук; развитие кинестетических ощущений, умение расслаблять и напрягать мышцы кистей и пальцев рук; формирование умения удерживать статическую позу, переключаться с одной позиции на другую; развитие силы мышц кистей и пальцев рук, дифференцированных движений; формирование динамической координации (координированной работы — одновременной и последовательной, одинаковой и противоположной) кистей обеих рук; развитие зрительно-моторной координации.
-
Принципыпостроения работы:
выполнение игр и упражнений в игровой форме; осознание совершаемых действий («какой пальчик сейчас работает?», «пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?»); подбор игр и упражнений «от простого к сложному»; выполнение заданий на разных уровнях сложности: по подражанию, образцу, речевой инструкции; выполнение упражнений сначала ведущей рукой, затем изолированно другой рукой, затем одновременно синхронно, затем одновременно асинхронно; учет индивидуального темпа детей.
-
Классификация игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
1группа - развитие тактильных ощущений и кинестетического компонента двигательного акта (самомассаж, массаж кистей и пальцев рук). 2 группа — упражнения на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики — сопряженная гимнастика. 3 группа— упражнения на развитие силы мышц кистей и пальцев рук.
-
4 группа— упражнения на развитие кинетического компонента двигательного акта, развивающие умение сохранять и удерживать определенную статическую позу. 5 группа— самая большая группа упражнений на развитие динамического компонента двигательного акта. В нее входят: упражнения для работы с ритмами (симметрично, асимметрично, акцентуировано); на развитие умения переключаться с одной позиции на другую, реципрокной координации, умения противопоставлять большой палец остальным; динамической координации
-
массаж кистей рук
Использование игр и упражнений по развитию мелкой моторики выполнение статического упражнения «Зайчик»
-
выкладывание узоров из мозаики игры с прищепками
-
откручивание – закручивание крышек Нанизывание бусин на шнурок
-
пристегивание кнопок игры с крупами
-
Использование дидактического пособия «Пальчиковые шаги» выполнение упражнения правой («ведущей) рукой.
-
выполнение упражнения левой рукой. выполнение упражнения двумя руками.
-
Коррекионно-развивающая работа должна быть направлена от «движения к мышлению», а не наоборот.
-
”Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.” В. А. Сухомлинский
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.