Содержание
-
МКОУ Отрадненская СОШ Дошкольные группы Развитие речи дошкольников через литературное творчество Кузьменко Л.Н. Отрадненское 2015
-
Дошкольныйвозраст—этопериодактивногоусвоенияребенкомразговорногоязыка, становленияиразвитиявсехсторонречи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценноевладениероднымязыкомвдошкольномдетствеявляетсянеобходимымусловиемрешениязадачумственного, эстетическогоинравственноговоспитаниядетей.
-
Основныезадачиразвитияречи—воспитаниезвуковойкультурыречи, словарнаяработа, формированиеграмматическогострояречи, еесвязностиприпостроенииразвернутоговысказывания. Речь объединяет все психические процессы: память, мышление, восприятие, представление, воображение.
-
Одним из эффективных способов развития речи является литературное творчество.
-
Прежде чем развивать языковые, литературные способности, важно убедиться, что речь развивается по возрасту без отклонений. Для этого познакомимся с основными показателями речевого развития.
-
Формирование речи проходит в несколько этапов. До года ребенок начинает произносить отдельные слова, а к 2 годам — предложения из двух-трех слов. К 4 годам ребенок может свободно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Словарный запас 5—7-летних детей достигает 4000 слов. Речь становится связной, а произношение правильным. Если ребенок говорит так, что понять его могут только близкие люди, следует показать его специалисту — логопеду.
-
В случае нормального речевого развития ребенок много говорит. Он не только рассказывает о происходящих вокруг него событиях, но и пытается сочинять, фантазировать. Взрослые могут поддержать и стимулировать литературное творчество своих детей.
-
В наших дошкольных группах воспитатели ежедневно знакомят детей с художественной литературой, часто водят на экскурсии в библиотеку, стараются привить любовь к книгам.
-
На занятиях по развитию речи воспитатели используют скороговорки. Мы предложили детям сочинить скороговорки самим. Ребята с интересом занимались данной работой. В итоге мы сделали сборник «Наши скороговорки»
-
-
Для придумывания своих скороговорок использовали имена детей. Воспитанники с интересом придумывали рифмы к своему имени, забавные короткие истории. «Андрей и Карина пошли за малиной, а вместо малины набрали калины»
-
Во время коммуникативной деятельности мы стараемся учить детей общаться, познавать окружающий мир, делиться своими мыслями, экспериментировать, сочинять, фантазировать, развивать речь детей. В этом очень помогают сказки, ведь сказка для ребенка – не просто вымысел, фантазия, а особая реальность, раздвигающая рамки обычной жизни.
-
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображения, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший этап – инсценирование”.
-
-
Сказочное творчество детей базируется на игре. Максимальное обогащение работы со сказкой элементами игровой деятельности закладывает более глубокие основы литературного воспитания, облегчает ребёнку переход из детского сада в школу, создаёт фундамент для дальнейшего его обучения и развития.
-
Очень нравится детям составление коллажа из сказок, когда например, в книге перепутались все страницы, и злой волшебник превратил сказочных героев: Буратино, Красную Шапочку и Колобка в мышек. Детям предлагается придумать сюжет новой сказки. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, но важно не забывать о главных, первоначальных героях – и получится “коллаж сказок”.
-
Для развития речевого творчества очень эффективны методы: составление сказки из одного слова; составление сказки из фразеологизмов; случайные сказки; составление сказки о бытовых предметах;
-
метод «перевирания сказок»; придумывание сказки с середины; рассказывание старой сказки по – новому; придумывание сказки о себе.
-
-
Также у детей хорошо получается сочинять считалки, которые они затем используют в своих играх: «Раз, два, три, четыре, пять- Мы пойдём сейчас гулять, Кто оденется скорее, Тому будет веселее».
-
Особую роль в своей работе отводим просвещению родителей, консультациям по развитию речи дошкольников, использованию воспитания сказок, разъясняем им большую значимость семейного чтения. Советуем родителям вместе с детьми рассматривать иллюстрации, беседовать об их содержании, разыгрывать сказки по ролям.
-
Активно привлекаем родителей своих воспитанников для развития их речевого творчества дома во время сочинения семейных сказок. Родители участвуют в создании самодельных книжек со сказками, которые дети с большим удовольствием слушают.
-
-
Вывод
Формирование способности к литературному творчеству играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, ее словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.