Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Владимира «Детский сад №87»РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Подготовила: воспитатель Киселёва Валентина Владимировна.
-
Актуальность данной работы связана с тем, что, несмотря на существование большого количества исследований развитие речи детей старшего дошкольного возраста, особенности влияния малых фольклорных произведений на речь детей старшего дошкольного возраста изучены мало. Таким образом, рассматриваемая проблема является актуальной в практическом плане. Новизна в работе по развитию речи дошкольников заключается в оригинальном построении занятий, основанных на игровой мотивации, удачно подобранных необычных приёмов и методов.
-
Цель работы: развитие речи средствами малых фольклорных жанров у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: -воспитывать интерес к фольклору; -формировать первоначальные представления об особенностях фольклора: о жанрах ,об их с особенностях; -развивать речь средствами малых фольклорных жанров у детей старшего дошкольного возраста.
-
Речь - это один из видов общения, она имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Наилучшим способом влияют на развитие речи ребенка средства устного народного творчества.
-
Фольклор-это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываемся мы и сейчас. Знание фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. «… Начало искусства слова – в фольклоре». М. Горький.
-
Для развитии речи детей часто используют малые фольклорные жанры. Малые фольклорные жанры- это миниатюрные поэтические произведения, имеющие определенную педагогическую направленность, они окрашивают речь, делая ее образной и красочной; развивают устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие.
-
В своей работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста я использую малые фольклорные жанры такие как пословицы и поговорки. Пословица - краткое образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющая обычно назидательный смысл. А.П. Евгеньева. Поговорка- образное выражение, оборот речи, метко определяющий кого-либо явление жизни; в отличие от пословицы лишена обобщенного поучительного смысла. С.И. Ожегов. Поговорки имеют более узкий, конкретный смысл, пословица- шире.
-
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Можно и нужно использовать этот богатый материал словесного творчества народа. Малые фольклорные произведения обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дети лучше усваивают переносное значение слова.
-
Для оптимизации учебно-воспитательного процесса была разработана система работы с применением малых фольклорных произведений на занятиях по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Мы разработали пять этапов работы с малыми фольклорными жанрами.
-
Этапы работы с малыми фольклорными произведениями.
Первый этап. На первом этапе дети знакомятся с фольклором. Им даются представления о традициях, праздниках русского народа, ребята знакомятся с народными костюмами, прослушивают народные песни, играют в народные игры.
-
Второй этап. На втором этапе происходит знакомство с пословицами и поговорками, производится работа над пониманием смысла, она проводится с опорой на конкретные, проиллюстрированные жизненные ситуации.
-
Третий этап. На третьем этапе работы с пословицами и поговорками используются сказки и рассказы. Детям предлагается соотнести смысл пословицы или поговорки с поступками героев рассказов или сказок. Ребят учат выделять и обобщать скрытую народную мудрость с опорой на главную мысль произведения.
-
Четвертый этап. На четвертом этапе работа направлена на жизненный и читательский опыт. Детям старшего дошкольного возраста предъявляется пословица или поговорка, они ее анализируют, объясняют смысл пословицы на примере жизненной ситуации, смоделированной или актуализированной самостоятельно. Также детям самостоятельно предлагается подобрать пословицу или поговорку к прочитанной сказке, объять свой выбор и смысл сказанной пословицы или поговорки.
-
Пятый этап. На пятом этапе работы дети должны различать пословицы от поговорок, знать что такое фольклор, малые фольклорные жанры, что к ним относится. Ребятам предлагается игра: «Устное народное творчество -что это?».
-
Как происходила наша работа.
Знакомство с фольклором, с народными костюмами, праздниками , традициями, музыкальными инструментами.
-
Знакомство с народными играми: «Жмурку», «Гари, гари ясно», « У медведя во бору», «Прятки». «Салки» и т.д.
-
Прослушивание русских народных сказок, обыгрывание их.
-
Знакомство с пословицами и поговорками, определение прямого и переносного значения.
-
В ходе работы у детей повысились речевые способности, обогатился словарный запас, повысился интерес к устному народному творчеству, многие ребята научились понимать скрытый смысл изречений, в своей речи они стали использовать пословицы, поговорки. Помните, хорошую речь хорошо и слушать!
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.