Содержание
-
МДОУ детский сад №53 Люберцы 2011 г. Из опыта работы воспитателя Прокофьевой Н.В. «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи»
-
цель исследования
Обоснование необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям – культуре своего народа.
-
Объект исследования – национальная русская культура как средство духовно- нравственного и патриотического воспитания. Предмет исследования – фольклор, старинные праздники, традиции, художественные промыслы, организация предметной среды – источники и средства национальной культуры.
-
Задачи исследования анализ современных концепций и программ по исследуемой проблеме; анализ теоретических подходов возможности ознакомления детей с культурой своего народа; разработка системы игр, занятий и другой деятельности по ознакомлению детей с культурой своего народа.
-
Диагностическая карта детей старшего дошкольного возраста по разделу программы « Приобщение детей к русской народной культуре». Умение отгадывать загадки Русские народные пословицы (понимание их смысла, умение объяснить значение пословицы) Знание небылиц Знание колыбельных песен Знание считалочек Знание скороговорок Знание традиций своей семьи и русского народа Знание русских народных сказок Знание народных игрушек Знание предметов народного промысла
-
Диаграмма №1 Уровень знаний детей о русском народном творчестве
-
Цель формирующего эксперимента: создание предметно-развивающей среды, использование устного народного творчества в деятельности детей, приобщение к народным праздникам и традициям. В формирующем эксперименте мы использовали занятия, разработанные ОЛ.Князевой, Н.В.Алёшиной, О.С.Ушаковой, Н.В.Гавриш, народные игры, беседы с детьми, разработанные Э.Сусловой. Так же малые формы фольклора использовались в воспитательно-образовательной работе с детьми и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).
-
Приобщение детей к истокам русской народной культуры Знакомство с народным календарем Знакомство с народными промыслами родного края. Обучение орнаментам дымки, гжели, хохломы Воспитание любви и уважения к народным традициям Музыкальная деятельность: разучивание народных хороводов, слушание народной музыки, русские праздники Театральная деятельность: разные виды театров; дети обыгрывают сказки, потешки. Знакомство с фольклорными формами: пословицы, поговорки, сказки.
-
Свою работу мы строили на следующих основных принципах: На тщательном, обусловленном возрастными особенностями детей, отборе материала; Интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью, различные игры); Активного включения детей; Использование развивающего потенциала малых форм фольклора в приобщении к национальной культуре.
-
Диаграмма №1Диаграмма №2
-
В процессе работы были замечены такие изменения: У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх- потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок; У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл. Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что приобщение детей к национальной русской культуре возможно, дети проявляют интерес, если: педагоги совместно с семьей сами будут проникнуты чувством к русской национальной культуре и ее пониманием, и смогут донести ее особенности до детей.
-
Результаты
Дети принимают активное, осмысленное участие в русских народных праздниках, с удовольствием исполняют русские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах. Дети знают и называют предметы русского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними. Дети знают произведения УНТ, используют в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки и т.д. Дети ориентируются в мире русских народных сказок, самостоятельно распределяют роли, готовят атрибуты для обыгрывания. Играют в русские народные подвижные и хороводные игры, знают и выполняют правила. Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской народной культуре.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом. Заключение
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.