Содержание
-
Презентация проекта « Сядем рядком, да поговорим ладком» Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников. Выполнила: Романовская Светлана Михайловна .
-
М. Горький говорил: «Начало искусства слова - в фольклоре». «Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное творчество, передаваемое из века в век, из семьи в семью», писал Л. Н. Толстой. .
-
Фольклор – от англ. Folk-lore – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, народная музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно- прикладное искусство.
-
Актуальность проекта:
Мы живём в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по- иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы знаем поверхностно. Что заботило, радовало, тревожило русских людей, чем занимались, как трудились, о чём они мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности. Обратиться к источникам поможет фольклор. Взрослые знают, как сложно подобрать такие слова, чтобы объяснить ребёнку многообразный окружающий мир. Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины» - частушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и понятно даже для самых маленьких.
-
Работая с детьми, можно заметить, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Если речь ребенка будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы и черпаем с истоков устного народного творчества, то решаются сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном». В этом я увидела актуальность темы: «Влияние малых форм фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста».
-
Паспорт проекта:
Название проекта:« Сядем рядком, да поговорим ладком» Тип проекта: Творческий, практико-ориентированный. По времени реализации:групповой, краткосрочный По характеру контактов: в рамках дошкольного образовательного учреждения. Участники: дети второй младшей группы воспитатели , родители, музыкальный руководитель. Срок реализации: 10.10-17.10 Проект основан на государственных нормативно- правовых документах: - Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г.№3226 - «Конвенция о правах ребёнка» - «Концепция дошкольного образования» - «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» от 12.09.2008г. №666. Итоговое мероприятие: Развлечение: «Бабушка-забавушка в гости к нам пришла»
-
Проблема
В начале года был проведён анализ развития речи детей по общеобразовательной программе, который показал, что уровень развития речи низкий. Речь детей была невнятной, несвязной, отсутствовало отчётливое произношение звуков в словах. Не наблюдалось умения вести диалог со сверстниками и взрослыми. Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не используют народные песенки, потешки, сказки, поговорки, которые так понятны детям. Зачастую родители заменяют живое общение с детьми видеотехникой, компьютерными играми, которые дают готовые слуховые и зрительные образы. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
-
Цель:
Развитие речи детей младшего возраста средствами малых форм фольклора
-
Задачи проекта:
Развивать активную речь. Обогащать словарный запас, память, умение внимательно слушать. Сформировать интерес к устному народному творчеству. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
-
Задачи для педагогов:
способствовать становлению речи; формировать представления о фольклоре; учить, внимательно слушать, и запоминать художественные произведения; способствовать становлению родителей, как педагогов единомышленников в понимании значимости использования фольклора в развитии способностей детей.
-
Формы работы с детьми:
Внедрение использования фольклорных произведений во всех видах деятельности детей. Организация индивидуальной работы с детьми для улучшения произношения звуков и развития грамматического строя речи детей. Проведение совместных с родителями мероприятий.
-
Формы работы с родителями:
Анкетирование Консультация: "Влияние русского фольклора на развитие речи детей". . Выставки книг Совместный досуг:Развлечение: «Бабушка-забавушка в гости к нам пришла» Привлечение родителей к пополнению библиотеки сказок в группе.
-
Принципы реализации проекта:
Принцип активности и посильной самостоятельности. Принцип познавательной активности. Принцип наглядности. Принцип поэтапности. Принцип вариативности.
-
Ожидаемый результат:
Повышение уровня развития речи детей для полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Дети узнают песенки, потешки, русские народные сказки, загадки, игры, в соответствии с их возрастом, у них увеличился словарный запас, они смогут отражать полученный опыт и знания в изобразительной деятельности, игровой деятельности. У родителей повысился интерес к фольклору, они смогут использовать образцы устного народного творчества в общении с детьми, тем самым развивая речь своего ребёнка.
-
Этапы реализации проекта:
1.Этап. Подготовительный. Изучение литературы по теме. Подбор книг, иллюстрированного и текстового материала по проблеме. Разработка плана мероприятий по реализации проекта. Привлечение родителей к участию в проекте.
-
2.Этап. Основной. Чтениепотешек,загадок,пестушекобыгрывание потешек. Выполнениедетьмиразличныхдвиженийприпроговариваниипотешек. Выполнениеупражнений. Инсценировкипотешек. Рассказываниесказок. Театрализованныеигры. Обогащение предметно–развивающей среды Выполнение задач проекта.
-
Жанры детского фольклора, используемые в работе:
колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.
-
Свободная деятельность детей:
«Эта девочка Маша.А это её тарелочка.А в этой тарелочке...Нет, не каша Нет, не кашаИ не угадали:Села Маша,Съела всю кашу»!
-
Народные подвижные игры: Игра с «козликом». Вышел козлик погулять, Свои ножки поразмять. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит: «Бе-е-е, бе-е!» Игра «Карусели»
-
3.Заключительный этап: Педагогическое обследование детей. Обработка данных, анализ всех результатов. Оформление проекта.
-
Продукт проекта:
1. Конспекты непосредственно образовательной деятельности. 2. Картотека народных подвижных игр. 3.Консультации для родителей: "Влияние русского фольклора на развитие речи детей". 4. Сценарий итогового мероприятия : «Бабушка-забавушка в гости к нам пришла» 5.Совместная работа детей и родителей:Изготовление кормушек для птиц.
-
Работа с родителями: Изготовление кормушек для птиц.
-
Итог проекта:Развлечение: «Бабушка-забавушка в гости к нам пришла»
-
Входе реализации проекта достигнуты определенные результаты: Целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения детьми разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены. Результаты работы:
-
Положительные эмоции, бодрое настроение детей, которое помогает овладевать родным языком, развивать память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать. Самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и повседневную деятельность.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.