Содержание
-
Роль учителя - логопеда в формировании готовности к обучению к школе детей с ФФНР
Презентацию подготовила: Учитель-логопед О.А. Михайловская
-
Преемственность детского сада и школы - содержательная и двусторонняя связь:
Преемственность с позиции школы: это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка. Пройденное осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка. Преемственность точки зрения детского сада: это ориентация на современные требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе. Вся дошкольная жизнь ребенка - это и есть подготовка к школе.
-
Существуют требования школы к речевым навыкам первоклассника, они выглядят так: ясное произношение всех звуков родного языка; полная сформированность фонематических процессов; умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка; готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи; умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи; использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение; должен быть сформирован уровень культуры речевого общения; ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы; уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.
-
Но, к сожалению речевое развитие первоклассника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения, как:
несформированность звуковой стороны речи; незаконченность формирования ФВ; бедность словарного запаса; нарушения в грамматическом оформлении речи; ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога; низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений; слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями. Исходя из того, что речевое развитие ребёнка на начинается до школы, в его коррекции участвует учитель - логопед ДОУ на логопедическом пункте.
-
Целью деятельности логопедического пункта ДОУ является: оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.
Задачами логопедического пункта ДОУ являются: Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушения; Обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков; Устранить дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух; Развивать навыки звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения); Уточнить, расширить и обогатить лексический запас; Сформировать грамматический строй речи; Развить связную речь.
-
Диагностическое направление:комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, что позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию звукопроизносительной стороны речи: установление контакта с ребёнком; сбор информации об особенностях раннего речевого развития; диагностику уровня развития ВПФ; разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы; отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи.
-
Логопункт при ДОУ организован для оказания логопедической помощи детям дошкольного возраста (3-7 лет) с фонетическим, фонетико-фонематическим недоразвитием речи, реже с общим недоразвитием речи.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Несовершенное фонематического восприятие усложняет формирование навыков звукового анализа и синтеза, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Следовательно, у детей с фонетко-фонематическим недоразвитием речи отмечается недостаточная готовность к овладению грамотой и подготовке к школе.
-
Коррекционно- развивающее направление логопедического пункта ДОУ:
Основная организационная форма коррекционной работы в логопедическом пункте –индивидуальные занятия. Они дают наилучший эффект. Цель – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Частота и продолжительность индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей (от 3 до 5 раз в неделю). Групповые занятия организуются по мере необходимости на определенных этапах логопедической работы (комплектуются по возрасту сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения)
-
Работа по подготовке детей с ФФНР к школе должна включаться в каждое логопедическое занятие. Основными формами этой работы являются упражнения, игровые приемы и игры, т.к. ведущим видом деятельности дошкольников является именно игра. Логопед должен также создать доброжелательную обстановку на своих занятиях, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Развивать в детях навыки общения, сотрудничества. Все это пригодится ребенку в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. Формированию качеств, необходимых будущему первокласснику, помогает комплексная система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации педагогического процесса в целом. Необходимо включать педагогов ДОУ и родителей в процесс комплексной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста.
-
Таким образом период подготовки детей с ФФНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.