Презентация на тему ""Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»." 11 класс

Презентация: "Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 11 класса на тему ""Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи»." по русскому языку. Состоит из 33 слайдов. Размер файла 0.23 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: "Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи».
    Слайд 1
  • Слайд 2

    Тема :«Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи» Учитель русского языка и литературы Игнатова Светлана Михайловна Материал к урокам в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ.

  • Слайд 3

    Цели урока: 1)повторение трудных случаев синтаксического анализа словосочетания и предложения, повторение сведений о принципах построения предложений различного вида и взаимосвязи синтаксических принципов с пунктуацией; 2)обобщение знаний о синтаксической синонимии ; 3)формирование навыков постановки знаков препинания в простых осложненных и сложных предложениях; 4) развитие навыков редактирования текста.

  • Слайд 4

    Блоки для повторения 1.Синтаксические нормы. 2.Типы связи слов в словосочетании. 3.Простое осложненное предложение. 4.Односоставное предложение. 5.Обособленные члены предложения 6.Сложноподчиненное предложение и типы придаточных предложений.

  • Слайд 5

    Орфографический тренинг: слитно или раздельно А.По лестнице снизу (в)верх (кто) то шёл. Б.Старший сын Анисим приезжал домой очень редко, (за)то часто присылал землякам гостинцы и письма, написанные (чьим) то чужим почерком. В.Я вставал рано, с рассветом, и (тот)час же принимался за (какую) нибудь работу. Г. Природа (как) будто (что)то предчувствовала. Д. (На)право, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть,(то)же старушка.

  • Слайд 6

    Е.Саша сидит и придумывает,(что)бы такое сильное и веское сказать (не)навистному дяде. Ё.Большая старая овчарка (грязно)белого цветараза три обошла (во)круг лошади. Ж. В саду тихо шумели деревья, и прекрасная вечерняя заря горела (по)праздничному, захватив (пол)неба. З.От бессонницы и (в)следствие напряженной борьбы со мной происходит (не)что странное. И.Днем княгиня крепилась, ночью(же) давала полную свободу слезам и плакала всю ночь,(в)плоть до утра. Й.(В)течение целого месяца мы не могли решить вопрос (на)счет ремонта.

  • Слайд 7

    Экспресс – опрос (по вариантам) 1 вариант. Определите способ связи и средства ее выражения: 1) наш класс; 2) чей-то взгляд; 3) веселый человек;4) один из нас;5)любить рыбалку;6) очень любя; 7) весело шагать;9) шагать по пригоркам;10) по крутым пригоркам;11) не слишком крутым. 2 вариант.Дополните до словосочетаний. Определите способы связи. 1) Обидеть … - обида……; 2) образовать …- образование……; 3) обосновывать… - обоснование……; 4) наполнить… - наполнять… 5) уверенность… - увериться… .

  • Слайд 8

    Задание для всех * Образуйте из следующих слов словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи. 1) Способность; 2) по-разному; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.  

  • Слайд 9

    Словарно- орфографическая работа Банальность – (фр.banalite)- Тривиальный – (фр.trivial) – Сакраментальный-

  • Слайд 10

    Что выделено в отрывке?

    Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. (А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»)

  • Слайд 11

    Что такое синонимы?

    СИНОНИМИЯ (от греч. συνωνυμία — одноименность) — тождество или близость значения разных языковых и речевых единиц. СИНОНИМЫ - слова, одинаковые или близкие по значению.

  • Слайд 12

    Можно ли изобразить синонимы как математическое тождество?

    бегемот = гиппопотам Но: красный ? алый ? пурпурный думать ? размышлять

  • Слайд 13

    бегемот = гиппопотам Но: красный ≈ алый ≈ пурпурный думать ≈ размышлять

  • Слайд 14

    - Перед вами одно из заданий ЕГЭ. Определите, какие знания и умения потребуются для его выполнения? А28. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом? Событие, о котором пойдет речь, стало уже легендой. Три тополя, которые росли на краю поля, превратились в огромных великанов. Он заметил в банках с водой на окнах букеты белых и нежных нарциссов, которые склонялись на своих ярко-зеленых тучных и длинных стеблях со своим ароматным запахом. Иностранец окинул взглядом высокие дома, которые квадратом окаймляли пруд.

  • Слайд 15

    Обратите внимание! (запись на экране) Синонимическая замена придаточной части сложноподчиненного предложения причастным оборотом невозможна, - если в главной части сложноподчиненного предложения есть указательное слово(тот, тогои т.), -если союзное слово который стоит в косвенном падеже с предлогом, если сказуемое выражено формой будущего времени, -если придаточная часть присоединяется союзным словом где.

  • Слайд 16

    На экране примеры: Голос отца не имелтого выражения доброты, которое меня всегда радовало. Она без памяти любила сына, в котором видела черты своего покойного мужа. Приходи на мой концерт, который состоится в нашей школе. Трудно забыть места, гдепрошло твое детство.

  • Слайд 17

    Синтаксическая синонимия- это различныесинтаксические конструкцииблизкиепо значению,но разные по форме выражения и оттенкам значения.

  • Слайд 18

    Синтаксические синонимына уровне словосочетания

    согласование управление школьный учебник учебник для школы примыкание управление читать читать выразительно с выражением = = = =

  • Слайд 19

    Синтаксические синонимына уровне предложения

    / / [ ],(который ) / / и / / [ ], ( ) []:[][ ], ( ) [ ] [ ] = = = = =

  • Слайд 20

    Синтаксические синонимына уровне средств выразительности

    = = =

  • Слайд 21
  • Слайд 22

    Решите лингвистические уравнения

    Осуществите замену конструкций с помощью синтаксической синонимии в причастных оборотах в деепричастных оборотах в сложных и односоставных предложениях в средствах художественной выразительности

  • Слайд 23

    Лингвистические уравнения. Вариант 1

  • Слайд 24
  • Слайд 25

    Лингвистические уравнения. Вариант 2

  • Слайд 26
  • Слайд 27

    Лингвистические уравнения. Вариант 3

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Лингвистические уравнения. Вариант 4

  • Слайд 30
  • Слайд 31

    В каких заданиях ЕГЭ поможет знание синтаксической синонимии?

    A4 Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Возражая против отдельных положений доклада, 1) началась дискуссия. 2) большую роль играет культура спора. 3) присутствующие в целом согласились с докладчиком. 4) выступление в целом произвело хорошее впечатление. A23 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. A26 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Герои В. Шукшина пришли из той «шукшинской жизни», которую мог бы прожить сам писатель. 2) В текстах-характеристиках следование подтем не является свободным, а подчинено определённым принципам систематизации, которые опираются на традицию и логику. 3) Физика, по мнению многих, ведёт своё начало с опыта, который был проведён Галилеем несколько веков назад. 4) Репутация Репина как художника, который соединил в своём творчестве лучшие черты русского реализма, сложилась ещё при его жизни.

  • Слайд 32

    Домашнее задание

    Подберите в рассказах и повестях А.И. Куприна отрывки, в которых можно применить возможности синтаксической синонимии. Изменив структуру предложений, подготовьте карточки с лингвистическими уравнениями на восстановление подлинного текста писателя (в наборе предложений или связном отрывке из текста).

  • Слайд 33

    Для меня

    понимание подготовка к ЕГЭ Синтаксическая недоумение синонимия сложности обогащение речи что-то ещё? =

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке