Презентация на тему "Фонематические процессы у детей дошкольного возраста"

Презентация: Фонематические процессы у детей дошкольного возраста
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.26 Мб). Тема: "Фонематические процессы у детей дошкольного возраста". Предмет: педагогика. 12 слайдов. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    12
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Фонематические процессы у детей дошкольного возраста
    Слайд 1

    Фонематические процессы у детей дошкольного возраста

    Выполнила: учитель- логопед Цырлова Ирина Петровна МБДОУ ЦРР д/с №183 г.Воронеж

  • Слайд 2

    Фонематические процессы

    Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. В его основе лежит фонематический слух. Фонематические представления – это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе предшествовавших им ранее восприятий этих слов.

  • Слайд 3

    Впервые Л. С. Выготский ввел понятия «фонема»:  доказал, что единицей развития детской речи является фонема. Фонема – это не просто звук, а значащий звук. Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, т.е. восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи. Л.С. Выготским был введен термин «фонематический слух» Несколько позже Д.Б. Элькониным был введен термин «фонематическое восприятие». Ученый занимался поиском наиболее эффективной методики обучения чтению и письму. Он обратил внимание, что для овладения этими навыками недостаточно одного фонематического слуха, детей необходимо специально обучать фонематическому восприятию.

  • Слайд 4

    Фонематический слух

    Фонематический слух включает в себя 3 речевые операции: • способность слышать есть данный звук в слове или нет; • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

  • Слайд 5

    Фонематическое восприятие

    Фонематическому восприятию включает в себя 3 операции: • умение определять линейную последовательность звуков в слове; • умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу; • осознание или подсчет количества звуков в слове.

  • Слайд 6

    Фонемный анализ

    Фонемный анализ, включает в себя: 1. выяснение порядка следования фонем в слове; 2. установление различительной функции фонем; 3. выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

  • Слайд 7

    Роль фонематических процессов

    Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

  • Слайд 8

    Этапы формирования фонематического восприятия

    Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание: . звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка); •звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка); • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта). Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

  • Слайд 9

    Развитие речевого слуха

    . Развитие речевого слуха. • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса • Различение слов, близких по звуковому составу • Дифференциация слогов • Дифференциация фонем

  • Слайд 10

    Развитие навыков звукового анализа и синтеза

    Этот этап имеет определённую последовательность: • Определение количества слогов в словах разной сложности • Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука • Выделение из слога гласного, затем согласного звука • Выделение первого и последнего звука в слове • Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения • Определение места, количества, последовательности звуков в слове • Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками)

  • Слайд 11

    Роль артикуляционной гимнастики и моделей артикуляции звуков

    Чем богаче и разнообразнее средства, которыми мы располагаем для запоминания, тем более просты и доступны они, тем лучше произвольное запоминание; чем больше усилий мы прикладываем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостность, тем легче она потом воспроизводится в памяти. Модели артикуляции поднимают наглядность на высший качественный уровень – уровень мыслительных операций. Знания, заложенные в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. Сопоставляя по модели уклад органов артикуляционного аппарата или проводя построение самой модели, дети учатся думать, анализировать, развивая фонематический слух, видят перед собой наглядный пример правильного уклада органов речи. Работая над каждым новым звуком, ребёнок может одновременно: слышать звук, видеть на модели способ его произнесения, сопоставлять акустический образ, картинку и положение собственных органов речи. Таким образом, модели артикуляции звуков, наряду с артикуляционной гимнастикой, расширяют возможности осознанного усвоения звуков и помогают формировать полноценное звукоразличение, что является профилактикой фонематических дисграфии и дислексии у младших школьников.

  • Слайд 12

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке