Содержание
-
Урок русского языка в 5 классе
По теме: «Словосочетание»
-
Знать: понятие словосочетание, способы связи слов в словосочетании, роль словосочетаний в тексте.Уметь: выделять словосочетания из предложения, находить в словосочетании главное и зависимое слово, строить словосочетания; использовать точные, выразительные словосочетания для достижения ясности, образности речи.
-
«Язык неистощим в соединении слов» А.С.Пушкин
-
Темница, царевна, там, в, тужит, волк, а, служит, бурый, ей, верно.
- Есть ли смысл в том, что записано? Что нужно сделать, чтобы между словами установился определенный смысл?
-
В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит.
(из поэмы «Руслан и Людмила») - Что помогло вам построить предложение? - Выделите словосочетания.
-
Вывод 1:слова в словосочетании связаны по смыслу.
х Тужит в темнице х Тужит там х Бурый волк х Служит ей х Служит верно
-
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит.-Измените главное слово.О волке (Предложный падеж)- Что стало с зависимым?бур/ом/ (оно тоже изменилось)Вывод 2: слова в словосочетании связаны грамматически.
-
Как устанавливается смысл в предложении между словами, законы сочетания слов в предложении и самих предложений изучает раздел науки о языке –синтаксис(греч. – составление, построение) Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.
-
Слова каких частей речи могут составлять словосочетание? Все ли слова в словосочетании сочетаются? Подумай!
-
Виды словосочетаний по строению.
-
Задание: выбери нужное Глубокая (весна, осень, ночь, день) Большое ( спасибо, пожалуйста) Рыбный (суп, хвост) Сушеные (грибы, фрукты, облака, белье) Вы уверены?
-
- Прочитаем стихотворение Э.Мошковской.
Зачем автор выдумала сушеные облака?
-
Прочитайте стихотворение А.А. Фета. О чем пишет поэт? О каком времени года? Какое словосочетание вас удивило? Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в тени, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.
-
Перед вами фрагмент из повести «Детство» А.М.Горького.- Как Алеша относится к старухе?- Какие детали дают нам возможность понять это?- Какие словосочетания наиболее ярко изображают старуху ?
«Не помню, как я очутился в комнате матери, у бабушки на коленях, перед нею стояли какие-то чужие люди, сухая зеленая старуха говорила, заглушая все голоса: -Напоить его малиной, закутать с головой… Она была вся зеленая, и платье, и шляпка, и лицо с бородавкой под глазом. Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелеными зубами. Прикрыв глаза рукою в черной кружевной перчатке без пальцев.»
-
Вывод: необычные словосочетания используются авторами как художественный прием. Эпитет - образное определение предмета. Метафора (греч. – перенос) – один предмет изображается с помощью другого, сходного с ним. Происходит перенос значения одного слова на другое по сходству обозначаемых ими предметов.
-
Задание: Найди эпитет и метафору.
Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А.С.Пушкин Унылая пора, очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье… А.С.Пушкин
-
Сравни тексты. К какому стилю они относятся Назовите словосочетания, с помощью которых описана метель, выпишите и определите их роль в данных текстах.
Свистит косая метель – белая метла дороги метет. Дымятся трубы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная поземка. Февраль летит на всех парусах. Метель – перенос снега над земной поверхностью ветром достаточной силы. Иногда снег переносится вместе с пылью. Выделяют общую метель…..и верховую метель. (Л.З.Прох.Словарь ветров.)
-
Проверь себя!
По горизонтали: 4. Связь слов, устанавливаемая по вопросам. 5. Сочетание слов. 6;7. Способы грамматической связи. По вертикали: Вид связи слов, которая выражается с помощью окончания, предлога и окончания. 2;3. Части словосочетания.
-
Литература: Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. - Москва:«Просвещение», 2003 Р.И.Альбеткова. Русская словесность. Москва: Дрофа, 2001 Т.П.Лозинская. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 класс. - Москва: «Московский Лицей», Брянск: «Курсив», 1997. Выполнила Бондаренко Е.И., учитель русского языка и литературы МОУ Дедовичской средней общеобразовательной школы №2 2006г.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.