Содержание
-
Урок русского языка во втором классе
Согласные звуки и буквы Подготовила учитель начальных классов МОУ «Петинская НОШ» Хохольского района Воронежской области Рудиченко Ирина Николаевна
-
Цели урока:
Обобщение знаний об особенностях согласных звуков. Развитие умения различать согласные и гласные звуки, анализировать их.
-
План урока:
Сообщение темы и целей урока. Чистописание. Работа по теме урока. Физкультминутка. Закрепление изученного материала. Итог урока. Домашнее задание.
-
Сообщение темы и целей урока
Произнесите эти скороговорки несколько раз. Какой звук повторяется в каждой из них? Выделите его. Наш Полкан попал в капкан. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на салазках. Ткач ткёт ткань. Милая Мила мылась мылом: намылилась, смыла – так мылась Мила. Похожи ли эти звуки на гласные? Почему? Вот сегодня на уроке мы и будем говорить об этих звуках и буквах, которые обозначают их.
-
Чистописание
Найдите одинаковый звук в словах: Берёза, бабочка, баран, белка, берет Придумайте слова, которые начинаются на звук [б]. Как произносим мы этот звук? Что мешает нам произносить его открыто? Какая буква обозначает этот звук на письме? Сегодня на уроке мы с вами будем работать над строчной буквой б.
-
Послушайте стихи, в которых очень много словна букву б. Бобёр в бору затеял бал, Бобёр на бал гостей созвал: Белочки во флейты дуют, Польку бабочки танцуют, Даже тихий барсучок Туфельками чок да чок! (А. Пудваль)
-
Спишите с доски: б б б Буква б пишется безотрывно. Особенность формы этой буквы заключается в том, что элемент, выходящий вверх за строку, должен быть написан с тем же наклоном, как и все элементы, которые мы пишем движением на себя. Запишите слова: Ботинки, бобры, бидон, батон, бамбук. Запишите предложение: Сам барабан не забарабанит. Как вы понимаете смысл этого предложения?
-
А теперь поиграем в игру «Звук заблудился» Неизвестно как случилось Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нём! Но едва туда вошла буква – озорница, Очень странные дела начали твориться.
-
Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква? Жучка будку не доела; Неохота, надоело.
-
Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.
-
На остров налетел ураган. На пальме остался последний баран.
-
Первый клин комом.
-
Работа по теме урока
На доске записаны буквы: З, к, а, в, е, п, м, и, ю, б, ы. Распределите эти буквы на две группы. (Гласные и согласные). В каждую группу допишите ещё по три буквы. Назовите звуки, которые обозначают буквы из первой группы. Что можно о них сказать, какие они? Почему вы так решили? Назовите звуки, которые обозначают буквы из второй группы. Как они произносятся? (Они произносятся с шумом. Они не поются и не тянутся). Подберите слова, которые начинаются с гласной буквы. Запишите 3 слова, гласные буквы подчеркните. Подберите слова, которые начинаются с согласной буквы. Запишите 3 слова, согласные буквы подчеркните. Подберите слова, в которых две гласные буквы. Определите, сколько слогов в этих словах. Почему? Выполните упр. 42.
-
Прочитайте правило на стр. 27. В чём же отличие согласного звука от гласного? Гласный произносится свободно, а при произношении согласного звука воздух встречает преграду в виде зубов, губ, языка. Гласный звук образует слог, а согласный – слога не образует. Различие между гласными и согласными звуками ярко показал С. Я. Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной, В согласной прерывается на миг… Звучит в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья… Более разнообразны по звучанию согласные звуки. Именно они передают «серебро и медь», свистят, шипят, взрываются. Допишите в слове букву. Скажите, какая это буква? У…ка, к….т, в…лк, зву…, дв…р, бил…т, пету…, зая… . Выполните упр. 43 с комментированием. Обратите внимание на правильное произношение слова трамвай.
-
Физкультминутка
Топай, мишка, Хлопай, мишка, Приседай со мной, братишка, Руки вверх, вперёд и вниз, И тихонечко садись.
-
Закрепление изученного материала
Звуковой анализ слова. Отгадайте загадку: Есть у мены работники, Во всём помочь охотники. Живут не за горой – День и ночь со мной: Целый десяток Верных ребяток! (Пальцы). В отгадке назовите каждый звук. Определите, какой он: гласный или согласный.
-
Прочитайте стихотворение: Стали дни коротки. Солнце светит мало. Вот пришли морозцы – И зима настала. Назовите гласные буквы, которые вам встретились в этом тексте. А, и, о, е, ы. Назовите остальные гласные буквы. Сколько их в русском языке? А сколько гласных звуков в русском языке? Чем буква отличается от звука? Букву мы пишем и видим, а звук мы слышим и произносим. Буква – это графическое изображение звука. Поставьте знак ударения в словах предложений, определите количество слов в каждом предложении.
-
2. Игра «Буква заблудилась» Определите, в каком слове «заблудился» согласный, исправьте. Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался дом .
-
На пожелтевшую траву Роняет лев (лес) свою листву.
-
Закричал охотник: «Ой!» Двери (звери) гонятся за мной.
-
Лежит лентяй на раскладушке, Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).
-
Итог урока
Предлагаю выучить со мной отрывок уже известного вам стихотворения «Звуки речи». Этот отрывочек как раз о том, что вы должны были сегодня запомнить на уроке. А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс… - змеиный слышен свист. Шшш… - шуршит опавший лтст. Жжж… - шмели в саду жужжат. Ррр… - моторы тарахтят.
-
Домашнее задание
Выполнить упр. 44 Выучить правило.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.