Содержание
-
Современные технологии речевого развития детей
Развитие детского речевого творчества и группового взаимодействия
-
Актуальность проблемы
Процент детей с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания. Речь это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
-
Образовательная область « Речевое развитие», согласно ФГОС ДО включает:
Владение речью, как средством общения и культуры; Обогащение активного словаря; Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; Развитие речевого творчества; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; Формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
-
Технология в педагогике
Технология – это совокупность психолого-педагогических , определяющих компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.
-
Требования к выбору технологии
Ориентация на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи; Реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей; Организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей; Содержание технологии должно быть сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности; Технология должна носить здоровьесберегающий характер; Основу технологии должно составлять личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
-
Система развития речевого творчества включает в себя следующие средства, технологии и методики:. Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря; Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом; Иллюстрирование, составление диафильма, комиксов; Народные песни, потешки, пестушки; Игры-иллюстрации (дети иллюстрируют пословицы, поговорки, сказку); Загадки (для овладения описательной формой речи).
-
В этот перечень можно добавить следующие современные технологии: Логотренинги Пальчиковые игротренинги Кинезиологическиеупражнения Мнемотехники ТРИЗ Сказкотерапия Сочинительство Синквейн Экспериментирование Информационно-коммуникативные технологии
-
Практическая часть семинара
-
Логопедические тренинги включают в себя: Артикуляционную гимнастику; Развитие просодических компонентов речи (это интонация, тембр, дикция, паузы, ударения, темп, ритм, речевое дыхание); Мимическую гимнастику; Упражнения для развития грамматического строя речи (словоизменение, словообразование, правильное использование предложно-падежных конструкций, согласование с числительными); Логоритмические упражнения (система двигательных упражнений, сочетающихся с произнесение специального речевого материала под музыку).
-
Артикуляционная сказка « Гости»
Толстые внуки приехали в гости. С ними - худые, лишь кожа да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись, Поцеловать они их потянулись. Утром проснулись, в улыбочку губы. Чистим мы верхние, нижние зубы. Блюдца поставим, положат блины нам. Блинчик жуём с вареньем малиновым. Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо. Чашки поставим, чтоб чаю налили нам. Вкусный был завтрак, никто не обижен. Скажем спасибо и губки оближем. Дедушка сделал для внуков качели. Все мы на них покачаться успели. Вечером скачем на лошади ловко. Звонко стучат по дороге подковки. Вот замедляет лошадка шажочки И на опушке мы видим грибочки, Их соберём мы себе в кузовочки!
-
Дыхательная гимнастика
-
Игра « Семейка родственных слов»
-
Пальчиковая гимнастика
-
Упражнение «Крючки»
-
Кинезиология
Кинезиология- наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезиологическиеупражнения ( гимнастика для мозга)направлены на развитие межполушарных связей, синхронизацию работы полушарий, развитие мелкой моторики, памяти, внимания, речи, мышления, пространственных представлений.
-
Мнемотехника– система методов и приёмов, обеспечивающих эффективность запоминания, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Используется в совместной и самостоятельной деятельности (пересказ, инсценировки, игры-драматизации). Строится от простого к сложному: простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
-
Зашифрованные скороговорки
-
ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач Автор ТРИЗ –Генрих СауловичАльтшуллер. Цель ТРИЗ – развить фантазию детей и научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Педагоги нашего детского сада в течение многих лет системно работают по использованию ТРИЗ-технологии. Методы и приёмы ТРИЗ-технологии (такие, как системный оператор, морфологический анализ, творческое рассказывание по картинке, составление сказок, работа с именами признаков, метод фокальных объектов, игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов и т. д.) максимально используются для развития у детей речевого творчества и группового взаимодействия. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, рассказывать истину, он должен учить её находить.
-
Метод фокальных объектов
Игра «Чудо-животное» 1.Как называется животное? 2. Кто его родители? 3. Где будет жить? 4.Чем будет питаться? 5. С кем дружит? и т.д.
-
Метод морфологического анализа
-
Синквейн– новая технология в развитии речи дошкольников. Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк, написанное по определённым правилам правилам. Плюсы синквейна: изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему- либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.
-
Синквейн на тему «Весна»
Кто? Что? – одно существительное (Весна). 2.Какой? Какая? Какое? – два прилагательных (долгожданная, тёплая). 3. Что делает? – три глагола (оживляет, воодушевляет, согревает). 4. Что автор думает? – фраза из 4-х слов (Чудесная пора пробуждения природы). 5. Кто? Что? – заключение в форме существительного, ассоциация с первым словом (Солнце).
-
Дошкольный возраст, это тот особый возраст, когда ребёнок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой), которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии могут помочь в формировании интеллектуально смелой, самостоятельной, оригинально мыслящей, творческой, умеющей принимать нестандартные решения личности.
-
Спасибо за внимание!
Презентацию к семинару подготовили учителя-логопеды МАДОУ ЦРР д/с № 83 Беляева Э.С., Морозова О.Б.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.