Презентация на тему "Спряжение глагола. Окончания глаголов I и II спряжения"

Презентация: Спряжение глагола. Окончания глаголов I и II спряжения
Включить эффекты
1 из 8
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.2
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация по русскому языку, посвященная теме спряжения глаголов и их окончаниям. Педагог наглядно демонстрирует как ведут себя окончания глаголов при их спряжении и делает вывод. После чего детям будет предложено выполнить задание для закрепления материала.

Краткое содержание

  • Правописание окончаний глаголов при спряжении
  • Наглядные примеры
  • Слова исключения
  • Минутка культуры речи
  • Тематические стихи
  • Задание для самостоятельной работы

Содержание

  • Презентация: Спряжение глагола. Окончания глаголов I и II спряжения
    Слайд 1

    Урок русского языка в 6 классе

    Учитель Мызникова Елена Владимировна

    Спряжение глагола Окончания глаголов I и II спряжения

  • Слайд 2

    Под развесистой липой сидит Старый Учитель и записывает в школу детей. Новички робеют, слышится шёпот родителей.

    К учителю подходит седой старик. Учитель

    пристально смотрит на него, на миг жмурится и снова глядит ему в глаза. Он узнаёт своего первого ученика. Шестьдесят лет тому назад под этой липой он записывал его в школу. "Остап, это ты?" – тихо спрашивает Старый Учитель. "Я, учитель… Привел внука… Маленького Остапа". Старый Учитель и его первый ученик обнимаются и целуются.

    работа с текстом

    В.А.Сухомлинский

  • Слайд 3

    Под развесистой липой сидит Старый Учитель и записывает в школу детей. Новички робеют, слышится шёпот родителей.

    К учителю подходит седой старик. Учитель

    пристально смотрит на него, на миг жмурится и снова глядит ему в глаза. Он узнаёт своего первого ученика. Шестьдесят лет тому назад под этой липой он записывал его в школу. "Остап, это ты?" – тихо спрашивает Старый Учитель. "Я, учитель… Привел внука… Маленького Остапа". Старый Учитель и его первый ученик обнимаются и целуются.

    взаимопроверка

  • Слайд 4

    1. выясни: падает ли ударение на личное окончание глагола окончание ударное окончание безударное

    Вывод: в окончании ударная Е (у-ю) – Iспр. в окончании ударная И (я-а) – II спр.

    3. инфинитив глагола заканчивается

    на - ИТЬ

    • брить, стелить
    • видеть, слышать и обидеть,
    • гнать, держать и ненавидеть,все остальные глаголы
    • и дышать, вертеть, терпеть,
    • и зависеть, и смотреть.

    Вывод: II спр.: в окончании И (а-я) алгоритм

    2. определяем инфинитив глагола

    Вывод: I спр.: в окончании Е (у-ю)

  • Слайд 5
    • обидеться
    • слышать
    • драться
    • мчаться
    • терпеть
    • двигать
    • зависеть
    • сдаться
    • пилить
    • решать

    самопроверка

    I II II II II II II I I I

  • Слайд 6

    минутка КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

    «ОДЕТЬ», «НАДЕТЬ»… Два эти слова

    Мы путаем так бестолково!

    Морозный выдался рассвет:

    Оделся в шубу старый дед.

    Выходит так, что дед одет,

    А шуба, стало быть, надета.

    «ОДЕТЬ!, «НАДЕТЬ»… Давай глядеть:

    Кого одеть и что надеть.

    Я полагаю, что на деде

    Три шубы может быть надето.

    Но я не думаю, что дед

    На шубу может быть надет!

  • Слайд 7

    минутка КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

    Вставьте глаголы в предложении:

    а) Мать _____ пальто и стала ____ дочку, чтобы идти на прогулку.

    б) На стройплощадке необходимо ____ на голову защитную каску.

    • Одет кто-то
    • Одевают кого-то
    • Надето что-то
    • Надевают на что-то
  • Слайд 8

    по «Теории»: § 91

    письменно (на выбор учащихся):

    - упр. № 156: с опорой на справочный материал упражнения по инфинитиву определить спряжение глаголов, записать по образцу глаголы в форме 3 лица ед., мн.числа

    - упр. № 157: записать пословицы, ставя глаголы в нужном лице и числе и выделяя личные окончания глаголов

    - творческое задание: составить мини-текст, употребляя в форме 2-3 лица ед.числа глаголы из упр. №156 (не менее 8-10 глаголов)

    домашнее задание

    pptcloud.ru

Посмотреть все слайды

Конспект

Учитель Мызникова Елена Владимировна

МОУ СОШ №1 р.п.Тамала

Учебник: Русский язык. Практика. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Г.К.Лидман-Орлова, А.Ю.Купалова, С.Н.Молодцова и др.; под ред. Г.К.Лидман-Орловой. – 14-е изд. – М.: Дрофа, 2007.

Тема урока: Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения

Цель: совершенствовать навыки правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения

Ход урока:

Этап урока

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

1. Организационный этап

2. Работа с текстом (текст дан на слайде)

1.Приготовьтесь к выразительному чтению.

Под развесистой липой сидит Старый Учитель и записывает в школу детей. Новички робеют, слышится шёпот родителей.

К учителю подходит седой старик. Учитель

пристально смотрит на него, на миг жмурится и снова глядит ему в глаза. Он узнаёт своего первого ученика. Шестьдесят лет тому назад под этой липой он записывал его в школу. "Остап, это ты?" – тихо спрашивает Старый Учитель. "Я, учитель… Привел внука… Маленького Остапа". Старый Учитель и его первый ученик обнимаются и целуются. (По В.Сухомлинскому)

2. Можно ли этот фрагмент назвать текстом (вспомните, что называется текстом?)

3. Определите тему текста (вспомни, что называется темой)? Озаглавьте текст, раскрывая его тему.

4. Определите стиль текста. Мотивируйте ответ.

5. Какую роль играют глаголы?

Коллективная работа

6. Найди в тексте глаголы, выпишите их в тетрадь

Работа в тетрадях Взаимопроверка в парах

3. Целеполагание

На этом уроке мы продолжаем работать в рамках большой темы «Глагол». Сегодня мы вспомним, как определить спряжение глагола, и потренируемся правильно выбирать гласную личного окончания глагола в зависимости от его спряжения

4. Работа с алгоритмом

Перед вами алгоритм определения спряжения глагола (на слайде)

1. выясни: падает ли ударение на личное окончание глагола

окончание ударное окончание безударное

Вывод: в окончании ударная Е (у-ю) – I спр. 2. определяем инфинитив глагола

в окончании ударная И (я-а) – II спр.

3. инфинитив глагола заканчивается

на - ИТЬ брить, стелить

видеть, слышать и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть, все остальные глаголы

и дышать, вертеть, терпеть,

и зависеть, и смотреть.

Вывод: II спр.: в окончании И (а-я) Вывод: I спр.: в окончании Е (у-ю)

С опорой на алгоритм определите спряжение глаголов, которые вы выписали из текста

Работа в тетрадях.

Самопроверка (ответ на слайде)

5.Распределительный диктант: запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям

открыть, присесть, обидеть, купить, стелить, дышать, терпеть, прочитать, решать, ненавидеть, рассказать, отвечать, сочинить, проверять, говорить, смотреть, учиться, стараться, разрезать, брить

С опорой на алгоритм (с пункта 3) по необходимости (для учеников, не усвоивших тему)

Работа в тетрадях, два ученика работают на доске

6.Промежуточный контроль: определение спряжения глагола

обидеться, слышать, мчаться, терпеть, драться, двигать, зависеть, сдаться, пилить, решать.

Работа с перфокартами

Самопроверка (ответ на слайде)

физкультминутка

7. «Минутка культуры речи»

Перед вами (на слайде) шуточное стихотворение Новеллы Матвеевой, которое говорит о серьезных вещах: о культуре речи. Прочитайте стихотворение и самостоятельно сформулируйте правило об употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.

Коллективная работа

Вставьте глаголы в предложения (устно):

а) Мать _____ пальто и стала ____ дочку, чтобы

идти на прогулку.

б) На стройплощадке необходимо ____ на голову

защитную каску.

Составьте свое предложение, употребив глагол ОДЕТЬ / НАДЕТЬ в форме 2 лица ед.числа.

Какую гласную вы написали в личных окончаниях этих глаголов? Почему?

Самостоятельная работа творческого характера

8. Работа с учебником: мы закрепили навыки определения спряжения глагола, это поможет нам правильно выбрать безударную гласную личных окончаний глаголов

Устно: упр. № 154. Задание: запишите данные глаголы в форме 2-го лица множ.числа, учитывая, к какому спряжению относится глагол. (Вообразить (II)…)

Объяснительное письмо: из упр. №155 выпишите глаголы с орфограммой в безударном личном окончании глагола.

Работа по цепочке

Один ученик у доски, остальные в тетради

9. Контрольное тестирование

I вариант:

1. Укажите глаголы I спряжения:

а) рассмотреть г) ненавидеть

б) рассказать д) бороться

в) шептаться е) решиться

2. Укажите спряжение глаголов:

а) качать б) заметить в) слышать г) брить

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:

а) бормоч...т б) взлета..т в) хохоч..т г) ненавид..т

II вариант

1. Укажите глаголы II спряжения:

а) рассмотреть г) бояться

б) услышать д) бриться

в) стелить е) бежать

2. Укажите спряжение глаголов:

а) играть б) чистить в) охранять г) видеть

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:

а) тащ..т б) стел..т в) гон..т г) кол..т

Индивидуальное выполнение теста

10. Подведение итогов урока

Чему сегодня мы учились на уроке?

Поднимите руки, кто научился определять спряжение глагола? Легко ли определить спряжение глагола?

Кто пока не совсем уверен в своих навыках определения спряжения, скажите: что показалось вам наиболее трудным?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?

11. Выполнение домашнего задания поможет вам еще раз повторить теорию и закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов

по «Теории»: § 91

письменно (на выбор учащихся):

- упр. № 156: с опорой на справочный материал упражнения по инфинитиву определить спряжение глаголов, записать по образцу глаголы в форме 3 лица ед., мн.числа

- упр. № 157: записать пословицы, ставя глаголы в нужном лице и числе и выделяя личные окончания глаголов

- творческое задание: составить мини-текст, употребляя в форме 2-3 лица ед.числа глаголы из упр. №156 (не менее 8-10 глаголов)

Учитель Мызникова Елена Владимировна

МОУ СОШ №1 р.п.Тамала

Учебник: Русский язык. Практика. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. / Г.К.Лидман-Орлова, А.Ю.Купалова, С.Н.Молодцова и др.; под ред. Г.К.Лидман-Орловой. – 14-е изд. – М.: Дрофа, 2007.

Тема урока: Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения

Цель: совершенствовать навыки правописания личных окончаний глаголов I и II спряжения

Ход урока:

Этап урока

Учебный материал с указанием заданий

Управление обучением

1. Организационный этап

2. Работа с текстом (текст дан на слайде)

1.Приготовьтесь к выразительному чтению.

Под развесистой липой сидит Старый Учитель и записывает в школу детей. Новички робеют, слышится шёпот родителей.

К учителю подходит седой старик. Учитель

пристально смотрит на него, на миг жмурится и снова глядит ему в глаза. Он узнаёт своего первого ученика. Шестьдесят лет тому назад под этой липой он записывал его в школу. "Остап, это ты?" – тихо спрашивает Старый Учитель. "Я, учитель… Привел внука… Маленького Остапа". Старый Учитель и его первый ученик обнимаются и целуются. (По В.Сухомлинскому)

2. Можно ли этот фрагмент назвать текстом (вспомните, что называется текстом?)

3. Определите тему текста (вспомни, что называется темой)? Озаглавьте текст, раскрывая его тему.

4. Определите стиль текста. Мотивируйте ответ.

5. Какую роль играют глаголы?

Коллективная работа

6. Найди в тексте глаголы, выпишите их в тетрадь

Работа в тетрадях Взаимопроверка в парах

3. Целеполагание

На этом уроке мы продолжаем работать в рамках большой темы «Глагол». Сегодня мы вспомним, как определить спряжение глагола, и потренируемся правильно выбирать гласную личного окончания глагола в зависимости от его спряжения

4. Работа с алгоритмом

Перед вами алгоритм определения спряжения глагола (на слайде)

1. выясни: падает ли ударение на личное окончание глагола

окончание ударное окончание безударное

Вывод: в окончании ударная Е (у-ю) – I спр. 2. определяем инфинитив глагола

в окончании ударная И (я-а) – II спр.

3. инфинитив глагола заканчивается

на - ИТЬ брить, стелить

видеть, слышать и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть, все остальные глаголы

и дышать, вертеть, терпеть,

и зависеть, и смотреть.

Вывод: II спр.: в окончании И (а-я) Вывод: I спр.: в окончании Е (у-ю)

С опорой на алгоритм определите спряжение глаголов, которые вы выписали из текста

Работа в тетрадях.

Самопроверка (ответ на слайде)

5.Распределительный диктант: запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям

открыть, присесть, обидеть, купить, стелить, дышать, терпеть, прочитать, решать, ненавидеть, рассказать, отвечать, сочинить, проверять, говорить, смотреть, учиться, стараться, разрезать, брить

С опорой на алгоритм (с пункта 3) по необходимости (для учеников, не усвоивших тему)

Работа в тетрадях, два ученика работают на доске

6.Промежуточный контроль: определение спряжения глагола

обидеться, слышать, мчаться, терпеть, драться, двигать, зависеть, сдаться, пилить, решать.

Работа с перфокартами

Самопроверка (ответ на слайде)

физкультминутка

7. «Минутка культуры речи»

Перед вами (на слайде) шуточное стихотворение Новеллы Матвеевой, которое говорит о серьезных вещах: о культуре речи. Прочитайте стихотворение и самостоятельно сформулируйте правило об употреблении глаголов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ.

Коллективная работа

Вставьте глаголы в предложения (устно):

а) Мать _____ пальто и стала ____ дочку, чтобы

идти на прогулку.

б) На стройплощадке необходимо ____ на голову

защитную каску.

Составьте свое предложение, употребив глагол ОДЕТЬ / НАДЕТЬ в форме 2 лица ед.числа.

Какую гласную вы написали в личных окончаниях этих глаголов? Почему?

Самостоятельная работа творческого характера

8. Работа с учебником: мы закрепили навыки определения спряжения глагола, это поможет нам правильно выбрать безударную гласную личных окончаний глаголов

Устно: упр. № 154. Задание: запишите данные глаголы в форме 2-го лица множ.числа, учитывая, к какому спряжению относится глагол. (Вообразить (II)…)

Объяснительное письмо: из упр. №155 выпишите глаголы с орфограммой в безударном личном окончании глагола.

Работа по цепочке

Один ученик у доски, остальные в тетради

9. Контрольное тестирование

I вариант:

1. Укажите глаголы I спряжения:

а) рассмотреть г) ненавидеть

б) рассказать д) бороться

в) шептаться е) решиться

2. Укажите спряжение глаголов:

а) качать б) заметить в) слышать г) брить

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:

а) бормоч...т б) взлета..т в) хохоч..т г) ненавид..т

II вариант

1. Укажите глаголы II спряжения:

а) рассмотреть г) бояться

б) услышать д) бриться

в) стелить е) бежать

2. Укажите спряжение глаголов:

а) играть б) чистить в) охранять г) видеть

3. Вставьте безударные гласные в окончания глаголов:

а) тащ..т б) стел..т в) гон..т г) кол..т

Индивидуальное выполнение теста

10. Подведение итогов урока

Чему сегодня мы учились на уроке?

Поднимите руки, кто научился определять спряжение глагола? Легко ли определить спряжение глагола?

Кто пока не совсем уверен в своих навыках определения спряжения, скажите: что показалось вам наиболее трудным?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?

11. Выполнение домашнего задания поможет вам еще раз повторить теорию и закрепить навыки правописания личных окончаний глаголов

по «Теории»: § 91

письменно (на выбор учащихся):

- упр. № 156: с опорой на справочный материал упражнения по инфинитиву определить спряжение глаголов, записать по образцу глаголы в форме 3 лица ед., мн.числа

- упр. № 157: записать пословицы, ставя глаголы в нужном лице и числе и выделяя личные окончания глаголов

- творческое задание: составить мини-текст, употребляя в форме 2-3 лица ед.числа глаголы из упр. №156 (не менее 8-10 глаголов)

Скачать конспект

Сообщить об ошибке