Содержание
-
Упражнения по закреплению словообразования глаголов
Учитель-логопед: Минуллина Л.А.
-
Префиксальный способ
образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения. Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться). Суффиксально-префиксальный способ Разновидностью этого способа является использование суффикса -ыва- (-ива-)и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).
-
Суффиксальный способ
Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть. От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть).
-
Этапы логопедической работы по формированию словообразования.
Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов. Глаголы с приставками в-, вы-, на-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.
-
игровые упражнения по Дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида.
Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: моет вымыла
-
умывается — умылся
-
одевается — оделся
-
рисует — нарисовал
-
вешает — повесил
-
Читает – читала
-
Решает - решил
-
От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия.
Например: кроил – скроил. Ехал – …, бежал – … , думал-…, клеил - …, сыпал - …, красил - …, шил - …, считал - …, стирал - …, мылил - …, варил - …, вязал - ….
-
Измени слова по образцу (устно, письменно):
Писать – (что делаю?) пишу Готовить – платить - Шуметь – варить - Кричать – плакать - Орать – шагать - Рисовать – учить - Чистить - греть -
-
Возвратные глаголы имеют следующие значения:
1) собственно возвратное — действие производится субъектом, к-рый является одновременно и объектом действия: умываться, одеваться, купаться; 2) взаимно-возвратное — действие совершается несколькими субъектами, каждый из к-рых является одновременно и объектом действия: целоваться, обниматься, судиться, ссориться; 3) безобъектно-возвратное - действие или состояние характерно для данного субъекта, является его постоянным свойством: Собака кусается; Крапива жжётся; 4) общевозвратное - действие совершается в самом субъекте; глаголы обозначают психическое или физическое состояние субъекта: сердиться, радоваться, торопиться, останавливаться; 5) косвенно-возвратное — действие совершается субъектом для себя, в своих интересах: построиться (в значении 'построить дом'), прибраться, запастись; 6) безличное: хочется, (не) лежится, работается
-
Игра “Чем отличаются слова?”Логопед просит детей показать на картинках, кто …
-
Умывает – умывается
-
Прячет – прячется
-
Обувает – обувается
-
Одевает - одевается
-
Дифференциация глаголов с приставками а) в импрессивнойречи б) в экспрессивной речи
-
Игра-лото «Найти действие»
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Называются слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. Затем детей просят назвать действие и придумать предложение с этим словом.
-
входит — выходит
-
подлетает — отлетает
-
наливает — выливает
-
«Скажи наоборот»
Цель: научить детей называть действия с противоположным значением. Наглядный материал: мяч. Ход игры: дети встают в круг. Учитель-логопед бросает мяч и называет действие, а ребенок поймавший мяч, называет действие с противоположным значением.
-
"Образование слов при помощи приставок".От данных словосочетаний образуйте слова с приставкой при-
щека распухла – припухла; ветку согнули – откройте дверь – шофер затормозил – малыш затих – добежал до финиша – доплыл до берега –
-
«Подскажи действия»
Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка. Предварительно нарисованная картинка с домиком, деревом, мостиком, дорогой. Ход игры: учитель-логопед показывает действия с машинкой и начинает предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.
-
Добавить слово, обозначающее действие:
в клетку...(влетает)
-
из клетки...(вылетает)
-
в стакан...(наливает)
-
из стакана...(выливает)
-
По данным значениям определите слова и запишите их.
лечь ненадолго – прилечь, сесть на краешек стула – встать наполовину, но не во весь рост – временно остановиться – умолкнуть на время – немного ободрить – слегка поднять –
-
выполним задание и понаблюдать как изменится значение слов, если к ним добавить приставку про- (устно)
Катить – прокатить Плыть – проплыть Ползти – проползти Ехать – проехать Бежать – пробежать Тащить – протащить - Как изменилось значение слов? (действие закончилось или действие направлено мимо чего – либо или кого - либо)
-
Аналогично с при- - Как изменилось значение слов? (приставка при- обозначает приближение, присоединение, добавление к чему – либо) Аналогично с пере- - Как изменилось значение слов? (пере- преодоление препятствия) Письменно со словами: вёз, нёс, летел, ходил.
-
Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, будущее и прошедшее время.
Соль - … (солит, посолит, посолил) Скрип - …(скрипит, заскрипит, скрипел) Боль - … (болит, заболит, болел) Корм - … (кормит, покормит, покормил)
-
Образуйте от прилагательных глаголы по образцу.
Суффикс –е - Суффикс –ну- Образец: зеленый-зеленеть Жёлтый- слепой- … (слепнуть) Белый- крепкий-…(крепнуть) Чёрный- Красный- Старый- Слабый-
-
Образуй глаголы с помощью Суффикса -ова- (-ева-)
Волнение - волноваться – (я сильно волновался)Беседа - беседовать- (мы с ним беседовали)Сочувствие - сочувствовать – (я ему сочувствовал)Польза - пользоваться – (я пользовался расчёской)Расход - расходовать- (израсходовал деньги)Чувство - чувствовать – (я почувствовал запах)Участие - участвовать- (участвовал в конкурсе)Команда - командовать- (командовал в корпусе)
-
Образуйте От междометий, местоимений, звукоподражаний
Ох-…(охать) Ах-…(ахать) Мяу-…(мяукать) Гав-…(гавкать) Ау-…(аукать) Цок-…(цокать)
-
Упражнение «Расскажи-ка»
Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай поможем ему доехать. Рассмотри на картинку и дополни рассказ взрослого нужными словами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?
-
Из дома Ваня (что сделал?) ... {вышел), речку по мостику он ... (перешел) и дальше ... (пошел). Ваня к дороге ... (подошел), на (мотоцикл) сел и ... (поехал). По дороге ехал, в горку... (въехал), с горки ... (съехал), озеро... (объехал), кочку... (переехал), и на железнодорожный вокзал ... (приехал). На (поезд) Ваня сел и ... (поехал). В город ... (приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней ... (подошел). Ваня в... (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на... (самолет) и ... (полетел). Лес он (пролетел), горы ... (перелетел), летел, летел и... (прилетел). Из... (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт... (пришел). Сел он на... (катер) и от берега... (отплыл). К пляжу он ... (приплыл) и стал отдыхать.
-
-
Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках.
Ученица (записала, подписала, выписала) домашнее задание. Ребята (исключили, подключили, выключили) телевизор. Дедушка (прошел, вышел, сошел) из троллейбуса. В класс (взошел, перешёл, пришел) классный руководитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. Через полянку (пробежал, перебежал, добежал) заяц. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник.
-
Мальчик (приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту. Лодка (подплыла, отплыла, доплыла) от берега. Марина (положила, вложила, отложила) книгу на стол. Володя (дошёл, пошел, отошел) в школу. В стакан (налили, вылили, залили) молоко. Завтра мы (заедем, проедем, уедем) к морю. С дерева (улетел, слетел, вылетел) листок.
-
Спишите предложения.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки.
Рано утром я _ехал из деревни и _ехал по дороге в соседнюю усадьбу. Я _ехал до нашей мельницы, _ехал через шаткий мостик и _ехал мимо березовой рощи. К полудню я уже _ехал на место.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.