Презентация на тему "Упражнения по закреплению словообразования глаголов" 1 класс

Презентация: Упражнения по закреплению словообразования глаголов
Включить эффекты
1 из 44
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Упражнения по закреплению словообразования глаголов" по русскому языку, включающую в себя 44 слайда. Скачать файл презентации 3.01 Мб. Для учеников 1 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по русскому языку

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    44
  • Аудитория
    1 класс
  • Слова
    русский язык
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Упражнения по закреплению словообразования глаголов
    Слайд 1

    Упражнения по закреплению словообразования глаголов

    Учитель-логопед: Минуллина Л.А.

  • Слайд 2

    Префиксальный способ

    образования глаголов является наиболее продуктивным. От любого бесприставочного глагола путем присоединения к нему приставки возможно образовать новый глагол с иным оттенком в лексическом значении (ср. бежать - вбежать, выбежать, прибежать, отбежать и др.). Лексическое значение приставки наиболее отчетливо у глаголов движения. Характерной особенностью глагольных приставок является наличие в их кругу приставок-антонимов, что облегчает уяснение значения приставки (ср.: заклеить - отклеить, а также приставок-синонимов, уточняющих лексическое значение глаголов (ср.: выгнать - изгнать). Некоторые приставки вносят в значение глагола экспрессивные оттенки (ср.: возрадоваться - обрадоваться). Суффиксально-префиксальный способ Разновидностью этого способа является использование суффикса -ыва- (-ива-)и аффикса -ся в сочетании с приставками: по-ходить - по-хаж-ива-ть, спать - вы-спать-ся (в последнем случае можно говорить о префиксально-постсуффиксальном способе).

  • Слайд 3

    Суффиксальный способ

    Суффикс -нича- (-ича; -а-) употребляется при образовании глаголов от названий лиц со значением «заниматься чем-либо, действовать как кто-либо»: ло-дыр-нича-ть, мошен-нича-ть, сапож-нича-ть. Суффикс -ова- (-ева-) и его производные -ствова-, -ирова-, -изирова- образуют глаголы от существительных со значением «осуществлять что-либо»: совет-ова-ть, господ-ствова-ть, дебат-ирова-ть, коллектив-изирова-ть.  От существительных и прилагательных образуются глаголы посредством суффикса -и- со значением «создавать известное качество или состояние»: сор-и-ть, бел-и-ть. От прилагательных возможно образование глаголов суффиксом -е-, имеющим значение «делаться, становиться таким-то»: стар-е-ть, слаб-е-ть; реже используется суффикс -ну-: слеп-ну-ть, креп-ну-ть. От междометий образуются глаголы суффиксом -я- (ох-а-ть, ах-а-ть) и его вариантом -ка- - от междометий и звукоподражательных слов (мяу-ка-ть, ау-ка-ть), а также суффиксом -ну- (ах-ну-ть, цок-ну-ть).

  • Слайд 4

    Этапы логопедической работы по формированию словообразования.

    Дифференциация а) совершенного и несовершенного вида; б) возвратных и невозвратных глаголов. Глаголы с приставками в-, вы-, на-. Глаголы пространственного значения с приставкой при-. Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до-.

  • Слайд 5

    игровые упражнения по Дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида.

    Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается: моет вымыла

  • Слайд 6

    умывается — умылся

  • Слайд 7

    одевается — оделся

  • Слайд 8

    рисует — нарисовал

  • Слайд 9

    вешает — повесил

  • Слайд 10

    Читает – читала

  • Слайд 11

    Решает - решил

  • Слайд 12

    От данных глаголов образуйте глаголы со значением законченности действия.

    Например: кроил – скроил. Ехал – …,    бежал – … ,    думал-…,     клеил - …,    сыпал - …, красил - …,   шил - …,   считал - …, стирал - …,   мылил - …,  варил - …,  вязал - ….

  • Слайд 13

    Измени слова по образцу (устно, письменно):

    Писать – (что делаю?) пишу Готовить – платить - Шуметь – варить - Кричать – плакать - Орать – шагать - Рисовать – учить - Чистить - греть -

  • Слайд 14

     Возвратные глаголы имеют следующие значения:

    1) собственно возвратное — действие производится субъектом, к-рый является одновременно и объектом действия: умываться, одеваться, купаться; 2) взаимно-возвратное — действие совершается несколькими субъектами, каждый из к-рых является одновременно и объектом действия: целоваться, обниматься, судиться, ссориться; 3) безобъектно-возвратное - действие или состояние характерно для данного субъекта, является его постоянным свойством: Собака кусается; Крапива жжётся; 4) общевозвратное - действие совершается в самом субъекте; глаголы обозначают психическое или физическое состояние субъекта: сердиться, радоваться, торопиться, останавливаться; 5) косвенно-возвратное — действие совершается субъектом для себя, в своих интересах: построиться (в значении 'построить дом'), прибраться, запастись; 6) безличное: хочется, (не) лежится, работается 

  • Слайд 15

    Игра “Чем отличаются слова?”Логопед просит детей показать на картинках, кто …

  • Слайд 16

    Умывает – умывается

  • Слайд 17

    Прячет – прячется

  • Слайд 18

    Обувает – обувается

  • Слайд 19

    Одевает - одевается

  • Слайд 20

    Дифференциация глаголов с приставками а) в импрессивнойречи б) в экспрессивной речи

  • Слайд 21

     Игра-лото «Найти действие»

    У детей карточки с картинками, изображающими действия. Называются слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой. Затем детей просят назвать действие и придумать предложение с этим словом.

  • Слайд 22

    входит — выходит

  • Слайд 23

    подлетает — отлетает

  • Слайд 24

    наливает — выливает

  • Слайд 25

    «Скажи наоборот»

    Цель: научить детей называть действия с противоположным значением. Наглядный материал: мяч. Ход игры: дети встают в круг. Учитель-логопед бросает мяч и называет действие, а ребенок поймавший мяч, называет действие с противоположным значением.

  • Слайд 26

    "Образование слов при помощи приставок".От данных словосочетаний образуйте слова с приставкой при-

    щека распухла – припухла; ветку согнули – откройте дверь – шофер затормозил – малыш затих – добежал до финиша – доплыл до берега –

  • Слайд 27

    «Подскажи действия»

    Цель: научить детей образовывать и правильно употреблять глагол ЕХАТЬ с разными приставками. Наглядный материал: игрушечная машинка. Предварительно нарисованная картинка с домиком, деревом, мостиком, дорогой. Ход игры: учитель-логопед показывает действия с машинкой и начинает предложения, а дети должны были продолжить предложения и назвать действие. - Машина от дома (что сделала?) …(ОТъехала); - Машина по дороге…(ПОехала); - Машина к мосту…(ПОДъехала); - Машина на мост…(Въехала); - Машина с моста…(Съехала); - Машина дерево…(ОБъехала). Логопед повторяет произнесенные правильно детьми глаголы, выделяя голосом приставки.

  • Слайд 28

    Добавить слово, обозначающее действие:

    в клетку...(влетает)

  • Слайд 29

    из клетки...(вылетает)

  • Слайд 30

    в стакан...(наливает)

  • Слайд 31

    из стакана...(выливает)

  • Слайд 32

    По данным значениям определите слова и запишите их.

    лечь ненадолго – прилечь, сесть на краешек стула – встать наполовину, но не во весь рост – временно остановиться – умолкнуть на время – немного ободрить – слегка поднять –

  • Слайд 33

    выполним задание и понаблюдать как изменится значение слов, если к ним добавить приставку  про- (устно)

    Катить – прокатить         Плыть – проплыть         Ползти – проползти         Ехать – проехать         Бежать – пробежать         Тащить – протащить - Как изменилось значение слов? (действие закончилось или действие направлено мимо чего – либо или кого -  либо)

  • Слайд 34

    Аналогично с при- - Как изменилось значение слов? (приставка при- обозначает приближение, присоединение, добавление к чему – либо) Аналогично с пере- - Как изменилось значение слов? (пере- преодоление препятствия) Письменно со словами: вёз, нёс, летел, ходил.

  • Слайд 35

    Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, будущее и прошедшее время.

    Соль - … (солит, посолит, посолил) Скрип - …(скрипит, заскрипит, скрипел) Боль - … (болит, заболит, болел) Корм - … (кормит, покормит, покормил)

  • Слайд 36

    Образуйте от прилагательных глаголы по образцу.

    Суффикс –е - Суффикс –ну- Образец: зеленый-зеленеть Жёлтый- слепой- … (слепнуть) Белый- крепкий-…(крепнуть) Чёрный- Красный- Старый- Слабый-

  • Слайд 37

    Образуй глаголы с помощью Суффикса -ова- (-ева-)

    Волнение - волноваться – (я сильно волновался)Беседа - беседовать- (мы с ним беседовали)Сочувствие - сочувствовать – (я ему сочувствовал)Польза - пользоваться – (я пользовался расчёской)Расход - расходовать- (израсходовал деньги)Чувство - чувствовать – (я почувствовал запах)Участие - участвовать- (участвовал в конкурсе)Команда - командовать- (командовал в корпусе)

  • Слайд 38

    Образуйте От междометий, местоимений, звукоподражаний

    Ох-…(охать) Ах-…(ахать) Мяу-…(мяукать) Гав-…(гавкать) Ау-…(аукать) Цок-…(цокать)

  • Слайд 39

    Упражнение «Расскажи-ка»

    Ваня летом собрался отдохнуть на море. Давай помо­жем ему доехать. Рассмотри на картинку и дополни рассказ взрослого нужными сло­вами. Какими видами транспорта Ваня добирался до моря?

  • Слайд 40

    Из дома Ваня (что сделал?) ... {вышел), речку по мостику он ... (перешел) и дальше ... (пошел). Ваня к дороге ... (подошел), на (мотоцикл) сел и ... (по­ехал). По дороге ехал, в горку... (въехал), с горки ... (съехал), озеро... (объе­хал), кочку... (переехал), и на железнодорожный вокзал ... (приехал). На (по­езд) Ваня сел и ... (поехал). В город ... (приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней ... (подошел). Ваня в... (машину) сел и в аэропорт поехал. В аэро­порту сел на... (самолет) и ... (полетел). Лес он (пролетел), горы ... (переле­тел), летел, летел и... (прилетел). Из... (самолета) Ваня вышел и пошел. Шел, шел, в порт... (пришел). Сел он на... (катер) и от берега... (отплыл). К пляжу он ... (приплыл) и стал отдыхать.

  • Слайд 41
  • Слайд 42

    Подберите для каждого предложения подходящие по смыслу слова из данных в скобках.

    Ученица (записала, подписала, выписала) домашнее задание. Ребята (исключили, подключили, выключили) телевизор. Дедушка (прошел, вышел, сошел) из троллейбуса. В класс (взошел, перешёл, пришел) классный руководитель. К станции (уходит, подходит, заходит) скорый поезд. Через полянку (пробежал, перебежал, добежал) заяц. На строительную площадку (отъехал, приехал, объехал) начальник.

  • Слайд 43

    Мальчик (приклеил, отклеил, заклеил) марку к конверту. Лодка (подплыла, отплыла, доплыла) от берега. Марина (положила, вложила, отложила) книгу на стол. Володя (дошёл, пошел, отошел) в школу. В стакан (налили, вылили, залили) молоко. Завтра мы (заедем, проедем, уедем) к морю. С дерева (улетел, слетел, вылетел) листок.

  • Слайд 44

    Спишите предложения.Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки.

     Рано утром я _ехал из деревни и _ехал по дороге в соседнюю усадьбу. Я _ехал до нашей  мельницы, _ехал через шаткий мостик и _ехал мимо березовой рощи. К полудню я уже _ехал на место.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке