Содержание
-
Национальный центр инноваций в образовании Орфоэпические нормы Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва НЦИО
-
Орфоэпия (греч. оrthos - простой, правильный, epos – речь) – это совокупность правил, устанавливающих нормы литературного языка, связанные со звуковым оформлением значимых единиц. Среди таких норм различают произносительные нормы (состав фонем, их реализация в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение, интонация). В то же время орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила. Предметом орфоэпии является устная речь. Она сопровождается целым рядом обязательных признаков: ударение, дикция, темп, интонация. Но чаще орфоэпические правила охватывают в основном область произношения отдельных звуков или их сочетаний в определенных фонетических позициях, а также особенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в группах слов или отдельных словах. звуков и ли их сочетаний в определенных фонетич е- ских позициях, а также ос о бенности произношения звуков в тех или иных грамматических формах, в гру п пах слов или отдельных словах.
-
Источники отклонения от норм литературного произношения
влияние орфографии, влияние диалектных особенностей, влияние родного языка (акцент) – для нерусских, развитие языковой системы. В тех случаях, когда фонетическая система допускает не одну, а две или несколько возможностей произношения, одна возможность признаётся литературно правильной, нормативной, а другие оцениваются либо как варианты литературной нормы, либо признаются нелитературными. Однако, допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место каждый из них занимает в литературном произношении.
-
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
Необходимо выделять орфоэпические нормы в следующих произносительных областях: 1) в области произношения гласных звуков; 2) в области произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) в области произношения отдельных грамматических форм; 4) в области произношения отдельных заимствованных слов.
-
Гласные звуки
-
Согласные звуки
-
-
-
Непроизносимые согласные
-
Произношение звуков в отдельных грамматических формах
1. В XIX веке было распространено произношение прилагательных на -кий, -гий, -хий и глаголов на -кивать, -ивать, -гиватьс твердыми заднеязычными: горь[къ]й, стро[гъ]й, ти[хъ]й, подда[къ]вать, взма[хъ]вать, подми[гъ]вать. Однако в современном языке твердое произношение сменилось мягким:горь[к’и]й, стро[г’и]й, ти[х’и]й,подда[к’и]вать, взма[х’и]вать, подми[г’и]вать. 2. В возвратных формах глагола под влиянием орфографии нормой сталомягкое произношение постфикса [с’], хотя в начале XX века преобладало произношение с твердым[с]: бою[с’], борол[с’]я, бою[с], борол[съ].
-
Произношение заимствованных слов
В целом произношение заимствованных слов подчиняется фонетической системе русского языка. Однако в некоторых случаях наблюдаются отступления. 1. В некоторых заимствованных словах допускается произношение безударного [о]: б[о]а, п[о]эт, кака[о]. Достаточно часто [о] произносится в именах собственных: Ш[о]пен, Р[о]ланд. 2. В словах книжно-литературного характера сохраняется произношение [э] в безударных слогах в абсолютном начале слова или после твердого согласного: а[тэ]лье, биз[нэ]смен, [э]кстракт. 3. В некоторых заимствованных словах перед [э] могут произноситься только мягкие согласные: му[з’э]й, пио[н’э]р, ака[д’э]мия; в других – только твердые: мо[дэ]ль, ка[фэ]; третья группа допускает двоякое произношение: ба[сэ]йн, ба[с’э]йн, [сэ]ссия, , [с’э]ссия. Перед [э] всегда смягчается г, к, х, л: [г’э]тры, [к’э]кс, би[л’э]т. 4. Наблюдаются колебания в произношении долгих и кратких согласных в заимствованных словах на месте удвоенных букв в корне слов.
-
Пособие предназначено для эффективной подготовки к устной части основного государственного экзамена по русскому языку и содержит тренировочные задания, а также советы и рекомендации, позволяющие избежать типичных ошибок в устном ответе. Работая с пособием, учащиеся научатся грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать тексты; выстраивать монологи и диалоги на заданные темы в соответствии с определённым типом речи; излагать материал на основе личного жизненного опыта; представлять и аргументированно отстаивать свою точку зрения в диалоге; Пособие рекомендовано учащимся 8-9-х классов, учителям и методистам и может быть использовано на уроках и для самостоятельной подготовки.
-
Литература
Голуб, И.Б.: Культура письменной и устной речи. - М.: КНОРУС, 2010 Князев С.В.: Современный русский литературный язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия. - М.: Академический Проект, 2005 Князева Н.В.«Орфоэпия». – ТОГУ, Владивосток Москвин В.П.: Правильность современной русской речи. Норма и варианты. - Ростов н/Д: Феникс, 2006 Иванова Т.Ф.: Новый орфоэпический словарь русского языка. - М.: Русский язык-Медиа, 2005 Под ред. А.Н. Тихонова: Комплексный словарь русского языка. - М.: Русский язык-Медиа, 2005
-
Н.В. Княз е ва На правах рукописи Учебно - методические материалы к курсу «Орфоэпия» Успехов на экзамене!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.