Содержание
-
Конспект комплексного логопедического занятия«В гостях у золотой рыбки»Лексическая тема «Сказки А.С. Пушкина»Фронтальное занятие в условиях реализации ФГОСПодготовительная к школе группа компенсирующей направленностидля детей с ОНРучитель-логопед: Кучерова Юлия Викторовна
-
Коррекционно-образовательные цели: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Сказки А.С. Пушкина». Расширение словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с прилагательными и существительными, образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка звукового анализа слов.Коррекционно-развивающие цели: развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, конструктивного праксиса, развитие фонематических представлений.Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности, положительной установки на участие в занятии. Воспитание любви и бережного отношения к природе.Оборудование: картина с изображением пресноводных рыб, картина с изображением золотой рыбки (чешуя – съёмные буквы З и Ж), предметные картинки с разноцветными рыбками, компьютер с презентацией «Рыбы», счётные палочки, схемы слов, коробки с разноцветными квадратиками, предметные картинки с изображением двух домиков, картина с изображением рыбы в аквариуме.Предварительная работа: рассматривание картин с изображением аквариумных и пресноводных рыб и беседа по ним.
-
ХОД ЗАНЯТИЯ.1. Оргмомент:Дети входят в логопедический кабинет и садятся на стулья, перед ними на подставке стоит картина с изображением золотой рыбки. Логопед: Здравствуйте, дети. Сегодня к нам в гости приплыла рыбка, да не простая, а ….. Как вы думаете, какая? Дети: Золотая. Логопед: Золотая рыбка хочет с вами поиграть и узнать, что вы знаете про «Сказку о рыбаке и рыбке». Она спрашивает: «Кто написал эту сказку?» Дети: Александр Сергеевич Пушкин. Логопед: Правильно.
-
2. Основная часть:Упражнение: «Золотая рыбка»Логопед: Посмотрите, чем покрыто тело рыбки? (Тело рыбки покрыто чешуёй.) Правильно! Но у рыбки необычная чешуя, на чешуйках написаны слова, из которых вы попробуете составить предложение. Арсений, подойди к рыбке и сними одну чешуйку. Какое слово на ней написано? (Ребёнок читает слово.) А теперь найди это слово на большом листе и возьми его. (Это задание по очереди выполняют все дети) Логопед: Теперь у каждого из вас есть по одному слову, составьте из них на столе предложение. (Дети выкладывают на столе предложение.) Какое предложение у вас получилось? (Дети: Золотая рыбка живёт в синем море.) Молодцы! Теперь садитесь на свои места за столы. (Дети садятся.) Вы самостоятельно составили предложение: Золотая рыбка живёт в синем море. Ответьте на вопрос: Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? И т.д. Запишите схему этого предложения в своих тетрадях.
-
Беседа по «Сказке о рыбаке и рыбке»Логопед демонстрирует картинки на интерактивной доске: Давайте поговорим о сказке и её героях. Посмотрите на доску и ответьте на вопросы: Кого вы видите на иллюстрации? Что они делают?
-
Сначала МОРЕ было какое? (Спокойное)А потом ? (Бурное)
-
СТАРИК (Какой?) – послушный, покорный,а СТАРУХА (Какая?)- строптивая, вредная
-
СТАРИК (Какой?)– добрый,а СТАРУХА (Какая?)- злая
-
Одежда у СТАРУХИ сначала была (Какая?)– старая,а потом (Какая?)- новая
-
Землянка у СТАРУХИ – низкая,а терем – высокий.ЗЕМЛЯНКА – старая,а ТЕРЕМ - новый
-
Одежда у СТАРИКА – бедная,а у СТАРУХИ - богатая
-
Золотая рыбка хвалит вас за правильные ответы, говорит, что вы молодцы!
-
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Логопед: Ребята, давайте отдохнём и покажем рыбке, как мы делаем зарядку. Шире, дети, шире круг! (Дети становятся в круг.) Раз, два, три, четыре. Расправляем плечи шире. На носочках покружились. Низко-низко наклонились, А потом поприседали. От зарядки мы устали!
-
4. Игра «В синем море»Логопед: Золотая рыбка – владычица морская живёт в синем море-океане. Посмотрите на мольберт. Что вы видите? (Дети отвечают: Морское дно. Камни, водоросли, ракушки. Мы видим золотую рыбку.) Посмотрите повнимательнее и расскажите, что делает золотая рыбка. (Логопед перемещает рыбку по картинке, а дети комментируют действия рыбки. Затем дети могут самостоятельно совершать манипуляции с рыбкой и комментировать свои действия.)Дети: Золотая рыбка выплыла из раковины.Золотая рыбка заплыла за камень.Золотая рыбка выплыла из-за камня.Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.Золотая рыбка выплыла из-за водорослей.Золотая рыбка проплыла перед камнем.Золотая рыбка заплыла за раковину. И т.д.
-
5. Упражнение «Какая рыбка?»Логопед: Посмотрите ещё раз на чешую рыбки, какие буквы вы видите? Как можно назвать рыбку, чтобы в её названии был звук З, звук Ж?Дети: Золотая, золотистая, желтая, желтенькая, оранжевая.Логопед: Где слышится звук З: в начале, середине или конце слова? Где слышится звук Ж: в начале, середине или конце слова?Дети отвечают.Логопед: Давайте вернёмся на свои места и составим звуковую схему слова ЗОЛОТАЯ.Дети садятся за парты и составляют звуковую схему слова ЗОЛОТАЯ. Затем логопед вызывает желающих детей к доске, и они по очереди проводят звуко-буквенный анализ слова. Дети сравнивают схему на доске и у себя на столе.
-
6. Упражнение «Шифровки»Логопед показывает иллюстрации с изображениями старика, старухи, рыбки и моря и спрашивает: Ребята кого и что вы видите на этих картинках? (Ответы детей.) Правильно! Но рыбка задаёт нам новые загадки! Перед вами на столах лежат слова - названия картинок и звуковые схемы, которые обозначают данные слова. Рыбка просит прочитать эти слова. (Дети по очереди читают слова, лежащие перед ними.) А теперь посмотрите на звуковые схемы и положите их под соответствующие слова. (Дети самостоятельно выполняют задание.) Как вы догадались, что это схема слова СТАРУХА? И т.д.
-
7. Упражнение «Друзья для рыбки»Развитие тонкой моторики и конструктивного праксиса. Образование притяжательных прилагательных.) Логопед: Ребята, посмотрите на рыбку. Она загрустила, потому что ей не хватает друзей. Давайте мы сложим для неё друзей – рыбок из палочек. Попробуем? Вот как это сделаю я. Сначала я сделаю туловище, потом – голову и в конце – хвост. (Логопед демонстрирует на доске с помощью мела, потом ещё вывешивает образец на листе бумаги.) Теперь попробуйте вы. (Дети делают рыбку из счетных палочек.) Затем логопед спрашивает: Ульяна, покажи мне у рыбки голову. Чья это голова? ( Ответ: Рыбья голова.) Глеб, покажи туловище. Чьё это туловище? ( Ответ: Рыбье туловище.) Настя, покажи хвост. Чей это хвост? ( Ответ: Рыбий хвост.) (Логопед задает по одному вопросу каждому ребёнку. ) Какие же вы молодцы! Посмотрите как рада золотая рыбка.
-
Заключительная часть: ( Актуализация словаря по теме. Развитие диалогической речи. Развитие речевого слуха.)Логопед: Золотая рыбка со своими друзьями хочет вернуться домой. А где живёт золотая рыбка? ( Дети: Золотая рыбка живёт в море, океане.) Золотая рыбка говорит вам спасибо за игру и отправляется домой, куда? ( Ответ: Рыбка отправляется в море.) Как передвигается золотая рыбка? Хлопните в ладоши, когда услышите правильный ответ, а если услышите неправильный ответ, то топните ногами. Приготовились?Рыбка полетит домой? Рыбка побежит домой?Рыбка поползёт домой? Рыбка поплывёт домой? ( Хлопок в ладоши.)Правильно! Рыбка поплывёт домой. Помашите рыбке рукой и скажите: «До свидания, рыбка!»Вам понравилось наше занятие? А что вам понравилось больше всего? ( Ответы детей.)
-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- СПб.: 2010. 3. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации.- СПб.: КАРО, 2004. 4. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет: Сценарии занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 5. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр.- М.: ТЦ Сфера, 2015. 6. Логопедия/ под редакцией Л.С. Волковой.- М.,2005. 7. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.- СПб.: 2005. 8. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 10. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. 11. Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Аквариумные и пресноводные рыбы. Насекомые и пауки.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 12. Нищева Н.В. Живая природа. В мире животных. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 13. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей.- СПб.: 2009. 14. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.- М., 2011. 15. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей.- М.: «Мозаика-Синтез», 2005. 16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации.- М., 2009. 17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.- М., 2007.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.