Содержание
-
Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
-
Понятие звуковой культуры речи. Особенности ЗКР у детей дошкольного возраста. Задачи работы с детьми младшего и старшего возраста
-
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию, т.е. все, что обеспечивает правильное звучание речи.
-
Воспитание звуковой культуры речи формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения воспитание орфоэпически правильной речи формирование выразительности речи выработка дикции
-
Работа по звуковой культуре речи должна вестись в следующих направлениях:
1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, речевого дыхания, голосового аппарата) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции; 2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический. звуковысотный, ритмический слух).
-
Характеристика звуковой культуры речи у дошкольников.
Младшая группа На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Дети все чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных; становится возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3-4 и более). Со стороны произношения отмечается появление многих звуков.
-
Большинство детей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твердыми свистящими звуками: Звук ш – звуками с, ф; Звук ж – звуками з, в; Звук ч – звуками ц, ть; Звук щ – звуками сь, ть. Сонорные звуки р, рь, дети заменяют звуком й или ль. Удлиняется выдох. Малыши овладевают умением произносить гласные звуки а, у, и на одном выдохе в течение 3-4 секунд и более. Совершенствуется речевой слух ребенка. Ребенок различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова.
-
Средняя группа У детей этого возраста резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение. Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.
-
Достаточно развит речевой слух: дети различают силу голоса окружающих, замечают ускорение и замедление темпа речи, улавливают различные средства выразительности. Дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации. У ребенка 5 года жизни удлиняется выдох. Гласные звуки он способен произносить на одном выдохе в течение 3-7 секунд. К концу года ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка.
-
Старшая группа На 6 году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности. Более продолжительным становится выдох: на одном выдохе дети могут произносить гласные звуки а. у. и в течение 4-8 секунд. У детей этого возраста достаточно развит фонематический слух.
-
Подготовительная к школе группа Произносительная сторона речи детей достигает довольно высокого уровня. У детей достаточно развит фонематический слух.
-
Содержание и задачи работы по ЗКР в разных возрастных группах определяются особенностями возраста.
Младший дошкольный возраст - преодоление общей смягченности произношения; - воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э; - уточнение и закрепление произношения согласных звуков: п, б, м, т, д. н, к, г, ф, в; - свистящих звуков – с. з, ц; - развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; --подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.
-
Средний дошкольный возраст В этом возрасте у ребенка формируется осознание своих произносительных умений. Содержанием обучения является - закрепление произношения гласных и согласных звуков; - отработка произношения свистящих, шипящих и сонорных (л, р); - продолжается работа над дикцией; - продолжается развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.
-
Старший дошкольный возраст Воспитание ЗКР в старшем дошкольном возрасте направлено на - совершенствование произношения звуков, - выработку отчетливого произношения слов, - умения различать и правильно произносить смешиваемые звуки с - з, с - ц, с - ш, ш - ж, ч - ц, ж - з, л - р.
-
Подготовительная к школе группа Основное внимание уделяется развитию звукового анализа слов . Продолжается работа по выработке внятности произношения, умение правильно пользоваться ударениями, паузами, интонациями (выразительность речи), силой голоса, темпом речи.
-
Работа по звуковой культуре речи строится во всех группах в двух направлениях: -работа над формированием правильного звукопроизношения - работа над общими речевыми навыками.
-
Средства воспитания звуковой культуры речи:
-игры; -чистоговорки; -стихи; -считалочки; -загадки; -скороговорки.
-
Методы и приемы звуковой культуры речи
практические - игры; дыхательные упражнения; - образная физкультурная пауза. наглядные показывание картинок; - образец правильного произношения. словесные упражнения с включением речевого материала; рассказы; - образец правильного произношения.
-
Таким образом, в работе по воспитанию звуковой культуры речи у детей педагог должен учитывать особенности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво используя фронтальные занятия, помощь родителей, воспитывать у детей правильную речь, поддерживать связь с логопедом, врачами, родителями.
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.