Содержание
-
Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии.
-
Цель обучения:
Обеспечить системный подход к формированию базовой национальной ценности и гордости– природы, представлению об уникальности жизни, понятию здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни средствами предмета биологии.
-
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: «нравственность» И. Гербарт «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» Л. Толстой
-
Многие общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств личности, но и является главной задачей учреждения образования и должно быть в центре ее воспитательной деятельности – «ядром идеи гармонического развития личности»! Обучение без нравственного воспитания характеризовалось великим философом и педагогом Иоганном Гербартом, как средство без цели, а нравственное воспитание без обучения, как цель, лишенная средства.
-
- формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах - овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов - овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму - воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности Цель изучения биологии
-
Задачи обучения:
1) Обеспечить преемственность понятия эволюции живой природы на протяжении всего курса изучения биологии. 2) Воспитывать любовь к природе своего родного края, Родины, планеты. 3) Формировать понятие жизни как величайшей ценности. 4)Формировать принципы здорового, безопасного, экологически целесообразного образа жизни.
-
Аспекты духовно-нравственного воспитания на уроках биологии
Нравственный Гражданственный Политехнический Патриотический Здоровьесберегающий
-
Система работы по духовно-нравственному воспитанию анализ и отбор содержания учебного материала, важного для воспитания учащихся; ознакомление школьников с фундаментальными основами биологической науки, с диалектическим подходом к изучению явлений; широкое использование связей биологии с другими учебными предметами, включение биологических знаний в общую систему знаний о научной картине мира; применение проблемных ситуаций и заданий, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности мировоззренческих знаний; выработка у каждого обучающегося ценностного отношения к живой природе, гордости от того, что являешься её частью, любви к ней, умений применять знания в практической деятельности; использование разнообразных методов и приемов, развивающих мыслительную деятельность учащихся и способствующих выработке духовно-нравственных убеждений.
-
Важным методом в обучении естествознанию является экскурсия.
Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью. Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Методически правильно организованные и хорошо проведенные экскурсии позволяют учащимся значительно расширить, познать и углубить полученные на уроках знания, превратить их в стойкие убеждения. Экскурсия в природу - увлекательная форма работы учителя. На экскурсии школьники учатся видеть нужные объекты, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом и с условиями окружающей среды. Каждая экскурсия - сильное средство воздействия, формирующее у учащихся критическое мышление и способности к исследованию. Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических и духовно-нравственных качеств. «Мы теряем преданных друзей природы, глушим в людях призвание, если не открываем молодежи глаза на «красоты окружающего мира», - писал академик Н.П.Анучин.
-
Методы и средства воспитания
Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: оформление кабинета; портретные галереи ученых; выставки и стенды; использование литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; презентаций; экскурсии и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания: установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.
-
Мероприятия и акции, дающие эколого-краеведческие знания, воспитывающие нравственные ценности, на уроках биологии и в другое время:
«Богатства нашей малой Родины» «Чистота и уют родного дома» «Поход бережливых» «Дом, в котором мы живем» «Зеленый друг» «Как сохранить то, что мы имеем?» «Мы — хозяева земли» «Ненужную бумагу на нужное дело» «Голубая планета» «Посади дерево» и др.
-
Духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.