Содержание
-
Приёмы и методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
-
Скажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь.Китайская мудрость.
Цель: увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться Задачи: рассмотреть условия для проявления познавательной деятельности и формы организации деятельности учащихся на уроке; использовать различные методы и приемы для повышения активизации познавательной деятельности учащихся на уроках. .
-
Основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помощь в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо: совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков; развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности; применять различные технологи в учебном процессе;
-
Условия проявления познавательной деятельности
создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе; создание «ситуации успеха» для каждого учащегося; включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы; использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала; использование проблемных ситуаций; практико-ориентированная направленность изучаемого материала
-
Уровни познавательной активности:
Воспроизводящий: учащиеся понимают, запоминают и воспроизводят знания, овладевают умениями применения по образцу. Но у учащихся отсутствует интерес к углублению знаний, отсутствуют вопросы типа: «Почему?» Интерпретирующий: учащиеся стремятся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремятся познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях, при затруднении, не отказываются от выполнения задания, а ищут пути решения. Творческий: ребята с интересом стремятся не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этойцели новый способ.
-
Психологам известны три вида стимулов интересаучащихся к уроку это:
идущие от содержания; вызываемые видами и характером деятельности учащихся на уроке; вытекающие из их отношений с учителем и друг с другом на уроке. Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, творческого мышления и практической деятельности Для активизации познавательной активности учащихся в своей практике использую различные методы, приёмы, формы работы, придерживаюсь эффективных принципов обучения.
-
Наибольший активизирующий эффект на моих уроках дают ситуации, в которых учащиеся сами: отстаивают свое мнение; принимают участие в дискуссиях и обсуждениях; ставят вопросы своим товарищам и учителям; оценивают ответы и письменные работы товарищей; объясняют более слабым учащимся непонятные места; находят несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создают ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий
-
Принципы обучения:
Принцип проблемности. Принцип обеспечения соответствия учебно-познавательной деятельности характеру практических задач. Принцип взаимообучения. Принцип исследования изучаемых проблем. Принцип самообучения. Принцип мотивации.
-
Факторы
Профессиональный интерес Творческий характер Состязательность Игровой характер
-
Методы обучения:
словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение, дидактический материал, метод словесного обучения); наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов); практические (лабораторные и практические работы).
-
Приемыуправления познавательной деятельностью учащихся на разных этапах урока:
На этапе проверки домашнего задания На этапе восприятия, способствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу На этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала На этапе воспроизведения полученных знаний На этапе домашнего задания.
-
Приемы на этапе проверки домашнего задания.
Письмо Незнайки. Найдите и исправьте ошибку в тексте Слушай, не зевай! Ученики сигналят «светофором», если вопрос - утверждение учителя кажется им правильным. Пока не звенит колокольчик или Оратор. Сообщение, подготовленное учеником, звучит в течение 1 минуты. За одну минуту надо сказать много и интересно. Ты мне, я тебе. Вопросы по домашнему заданию.
-
Спор – конкурс (сократический прием). Что бы это не значило? На картинке, слайде какое-то изображение (образование цисты, размножение амебы). Дать исчерпывающий ответ. Горячий стул. Один ученик садится перед классом. Остальные задают ему вопросы по домашнему заданию В кабинете у врача. Один ученик изображает пациента, который с жалобами обращается к «врачу». «Врач» задает вопросы, ставит диагноз и дает рекомендации.(8 класс) Народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы) Объясните выражение: «Долго жуешь – долго живешь». (8 класс. Пищеварение )
-
Приемы на этапе восприятия
Прочитайте зашифрованную тему урока. 5 класс. Как питаются паразиты. 4 2 1 2 5 6 3 7 (1-Р, 2-А, 3-Т, 4-П, 5-З, 6-И, 7-Ы) Ассоциация. Перед уроком написать ассоциации со словом………. и поместить их на доске. Третий лишний. Тренировка логического мышления. 6 класс. Разнообразие и значение плодов. Плоды: слива, фасоль, абрикос, персик. Закончи предложение. Рассказ или сказка. По ролям с минимальным текстом и оформлением, подготовка прямо на уроке Загадки. Верите ли вы, что… (прием новизны) 9 класс. Моногибридное скрещивание. Может ли у праворуких родителей родиться ребенок левша? Мозговая атака (штурм) Напиши все, что ты знаешь по этой теме. Групповая атака. Я думаю так...(прием создания проблемной ситуации) Вставь пропущенные слова (с неизвестными для учащихся терминами).
-
Приемы на этапе воспроизведения полученных знаний
Мини – эксперимент (исследовательский прием) Работа с учебником Решение биологических задач. Тест как инструмент обучения. Работа с терминами (прием семантизации) Отгадай кроссворд Чудо-дерево или цветик-семицветик. На обратной стороне листьев задания или занимательные вопросы.
-
Аукцион «Кто больше?» Да – нет, дай ответ (мини - викторина) Репродуктивный метод. Задаются вопросы на утверждения по диагонали, по периметру, через одного, зигзагом. Переводчики. На выбор учеников термины на слайдах, карточках (прикрепленные к магнитной доске). Дать определение понятия. Кто лишний? Чьи детки на этой ветке? (прием натурализации) Выдается набор побегов, цветков, листьев, плодов. Задание: собрать все одного вида. (6 класс Семейства цветковых растений.) Установи последовательность (прием моделирования) Игра «Поиск». Ученики ищут в учебнике новые термины
-
Приемы на этапе домашнего задания
Составь кроссворд. После завершения изучения темы проводится «Базар кроссвордов» (головоломок, ребусов и т.п., составленных учениками) Составь тест Сочини сказку (прием символизации) Проделай опыт или наблюдение. На следующем уроке ученики демонстрируют и объясняют результаты. Составь вопросы одноклассникам Подумай над вопросом (эвристический прием) Создай презентацию
-
Формы работы
коллективная; групповая работа в парах индивидуальная
-
Формы и методы проведения урока
деловая игра; ролевая игра; пресс-конференция; семинар; урок-аукцион; зачет; игра; путешествие; лабораторная работа; практическая работа; смотр знаний диспут;
-
Самостоятельная работа с учебной и научной литературой
«Только самостоятельная работа учащихся создает предпосылки для глубокого овладения знаниями, развития мышления и умственных способностей учащихся». К.Д. Ушинский.
-
Формы работы с учебником
репродуктивно - поисковая(составление плана, схемы, конспекта по тексту); сравнительно - аналитическая(составление таблиц, схем, рисунков); творческая (тесты, кроссворды, тексты с ошибками).
-
Информационные технологии
Использование продуктов информационных технологий (презентаций, интерактивной доски, видеоматериалов, учебных фильмов) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
-
Применение художественного слова, музыки, живописи
Море – великое поле. Горстью море не вычерпаешь. Когда на море погода злая, езда худая. Море песком не засыплешь. Море, что горе, и берегов не видно. Загадки Без рук, без ног Черная корова Под окном стучится, Весь мир поборола, В избу просится. А белая подняла. Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я не жалея ног, А если вдруг устану, Присяду на пенёк. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит!
-
Активизация познавательной деятельности в обучении биологии, позволяет мне достигать определенных результатов:
активизируется познавательная деятельность, возникают новые мотивы познавательной деятельности и, как следствие, растет интерес к предмету; формируется творческое мышление; развиваются коммуникативные способности; выполняют задания исследовательского характера; применяют полученные знания в жизни; работают с дополнительной литературой.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.