Содержание
-
Лекция 8
Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности
pptcloud.ru
-
Инструменты
- Плата за загрязнение
- Ценовая политика
- Финансово-кредитный механизм
- Налоговые льготы
- Ускоренные нормы амортизации природоохранных основных фондов
- Льготное кредитование
- Субвенции и ссуды на установку природоохранного оборудования
- Купля –продажа прав на загрязнение.
-
экономическое стимулирование природоохранной деятельности
Является средством, которое позволяет соединить интересы дальнейшего развития экономики и охраны окружающей среды. Система стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов предполагает повышение заинтересованности всех субъектов хозяйственной деятельности в выполнении природоохранных требований, в соблюдении норм и правил использования природных ресурсов.
-
Плата за загрязнение окружающей среды
- Задачи
- Принципы
- Этапы развития
- Методика
- Проблемы
-
Задачи платежей
- Стимулирование предприятий в выполнении природоохранных норм и правил и доведении выбросов и сбросов вредных веществ до допустимых размеров.
- Аккумулирование дополнительных средств на проведение природоохранной деятельности.
-
Основные принципы
- Плата за загрязнение природной среды должна стимулировать предприятия в осуществлении природоохранных мероприятий и улучшении экологической обстановки в районе расположения данного предприятия.
- Должны предусматриваться платежи за каждый ингредиент, содержащийся в выбросах (сбросах) данного предприятия.
- Плата за загрязнение природной среды должна носить единый межотраслевой подход (т.е. плата зависит не от принадлежности предприятий к конкретной отрасли, а от состава и массы выбросов).
- Плата за загрязнение природной среды должна учитывать региональную экологическую неоднородность территорий (т.е. в разных регионах может возникать различный ущерб от равного загрязнения).
- Порядок взимания платы за загрязнение природной среды должен быть разработан на основе действующих законов , расчеты платы должны быть максимально просты и удобны.
- Размер платежей не должен зависеть от форм собственности и ведомственной принадлежности.
-
Плата взимается за:
- выброс загрязняющих веществ в атмосферу;
- сброс в водные бассейны;
- за размещение отходов.
-
Норматив платы
За выбросы, сбросы загрязняющих веществ, вывоз отходов в пределах допустимых нормативов (ПДВ, ПДС)
… в пределах установленных лимитов (ВСВ, ВСС)
… за превышение установленных лимитов.
-
Расчет норматива платы
- норматив платы, представляет собой часть величины годового удельного экономического ущерба, который возмещает затраты на предотвращение воздействия выбросов или сбросов загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня выбросов и сбросов.
- Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ по ингредиентам определены как произведение нормативов платы на показатель относительной опасности конкретного ингредиента (Ai), который является величиной, обратной ПДК.
- Все вещества были приведены к значению ПДК для С02, равному 1мг/куб. м.
-
Источники платежей
-
На сумму платежей за загрязнение окружающей природной среды влияют
1. Общая масса выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.
2. Структура загрязняющих веществ по агрессивности к природной среде.
3. Соблюдение установленных экологических нормативов ПДВ и ПДС.
4. Состав выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ.
5. Уровень использования ресурсосберегающих технологий.
6. Проведение природоохранных мероприятий в заданные сроки и объемы.
7. Совершенствование работы действующего природоохранного оборудования.
-
Общая формула
- П = (Пн + Пл + Псл) х К
- Пн = Мн х N
- Пл = (Мл – Мн) х 5N
- Псл = (Мф – Мл) х 25N
-
Экологический фонд
Формируется за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований.
Распределение
-
Этапы развития механизма платежей
- 1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах
- 1991 -1992 – постановление о внедрении (№13;№632)
- 1993 -2000 – инфляция, работа ЭФ
- 2001 - ликвидация ЭФ
- 2002 – прекращение взимания платежей
12.06 2003 – принятие новых нормативов, восстановление действия механизма
-
Загрязнение атмосферы
-
Загрязнение атмосферы передвижными источниками
-
Загрязнение водных ресурсов
-
Задача на платежи
Используя данные таблицы, определите платежи предприятия за загрязнение атмосферы, если коэффициент экологической ситуации в регионе составляет 1,4.За какое время окупятся атмосфероохранные мероприятия по доведению выбросов до ПДВ, если их стоимость составляет 9 450 тыс. рублей. Выгодно ли их проводить с экономической точки зрения, если уровень цен и нормативы платы остаются неизменными?
-
за размещения отходов
- I класс опасности - 1739,2 руб./т.,
- II класс опасности - 745,4 руб./т.,
- II класс опасности - 497 руб./т.,
- IV класс опасности - 248,4 руб./т.,
- V класс опасности - 0,4 руб./т. или 15 руб./ м3
-
Финансово – кредитный механизм
Источники:
- Бюджет разных уровней;
- Внебюджетное финансирование;
- Собственные средства предприятий.
- Направления расхода:
- Целевые природоохранные программы и мероприятия
- НТП
- Экологические услуги
-
Схема финансирования
- П
- Б
- ЭФ
-
Субвенции
Вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе.
-
Купля –продажа прав на загрязнение ОС
Этот механизм нацелен на отбор наиболее эффективных ПОМ и достижение конечных целей этих мер, т.е. сохранение или улучшение качества ОС. Применяются следующие системы:
- Система «пузыря»;
- Компенсационные программы;
- Система производственных квот.
-
Принцип «пузыря»
При котором 2 или несколько стационарных источника загрязнения имеют право в рамках установленных для них ПДВiперераспределять между собой права на загрязнение.
- ПДК i
- ПДВ i
- ПДВ i"
Если удельные затраты на достижение
ПДВ i на предприятии 1 меньше, чем плата за загрязнение, но больше, чем затраты на предприятии 2, то выгоднее заплатить предприятию 2, чтобы оно снизило выбросы у себя. Суммарные издержки минимизируются.
-
пример
Задача – уменьшить суммарный выброс до 400 т
А) единый уровень в 200 т (100 х 10 + 200 х 20 = 5000)
Б) уменьшить на одинаковую величину по 150 т (150 х 10 + 150 х 20 = 4500)
В) минимизировать затраты (300 х 10 = 3000)
-
Компенсационные программы
Фирма может приобрести возможность открытия или расширения производства (сопровождающегося загрязнением среды)в тех регионах, где запрещается дальнейшее усиление экологической нагрузки, путем покупки соответствующих разрешений у уже действующего в данном регионе предприятия, берущего на себя дополнительные обязательства по сокращению выбросов (сбросов).
-
Система производственных квот
Дает возможность обмениваться установленными квотами на поступление некоторых загрязняющих веществ в ОС, связанных, в свою очередь, с определенным уровнем производственной деятельности. (Киотский протокол. Глобальный выброс парниковых газов.)
-
Необходимые условия торговли выбросами
- Установленные стандарты на качество природной среды;
- Четко определены имущественные права на экологические ресурсы (ассимиляционный ресурс ОПС и ее отдельных региональных систем).
Механизм торговли выбросами повышает заинтересованность к улучшению качества ОПС.
-
Литература
«Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года №77)
Постановление Совета Министров РСФСР от 9 мая 1991 года №13 «Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения».
Постановления №632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» 28 августа 1992
Постановлением Правительства РФ №5 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и порядка формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» от 5 августа 1992 года.
письмо Министерства по налогам и сборам РФ «О платежах за загрязнение окружающей природной среды» от 31 октября 2001 года № ВТ-6-21/833).
статья 7 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год»
Постановление Правительства РФ №344 от 12 июня 2003 года
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.