Содержание
-
Анализ рыночных структур. Модель совершенной конкуренции
Ничто так не проясняет мышление, как вид конкурента, который хочет вас сожрать. (Уэйн Коллауэй, менеджер компании «Пепси Кола»)
-
Классификация рыночных структур
Структура рынка - внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.Основные критерии классификации:
- Количество фирм в отрасли
- Тип производимого продукта
- Характер рыночной власти
- Рыночные барьеры
-
Количество фирм в отрасли
- Одна
- Несколько
- Много
- Степень концентрации рынка;
- Характер взаимосвязи между экономическими субъектами
- Количественная оценка через индекс Херфиндаля-Хиршмана
- H=S12 + S22 + … + Sn2,
-
Тип производимого продукта
- Однородный
- Уникальный
- Дифференцированный
- Степень взаимозаменяемости конкурентных товаров на рынке
- Количественная оценка через коэффициент ценовой перекрестной эластичности спроса
- Еd=Qa`(Pb)*Pa/Qb
-
- Характер рыночной власти
- Степень влияния отдельной фирмы на рыночные цены и условия продаж
- Количественная оценка через коэффициент Лернера
- L=(P-MC)/P
-
Рыночные барьеры - возможности вхождения на рынок и выхода из него.Количественная оценка:
- Объем первоначальных капиталовложений;
- Величина невозвратных издержек;
- Наличие в отрасли положительного эффекта масштаба производства;
- Административные барьеры и т.д.
-
Традиционно выделяют 4 типа
- Монополистическая конкуренция
- Олигополия
- Совершенная конкуренция
- Чистая монополия
Несовершенная конкуренция
-
Рынок совершенной конкуренции и его характеристики
- Неограниченное количествосубъектов на рынке
- Однородность продукции
- Нулевая рыночная власть
- Отсутствие ограничений и барьеров
- Совершенная информированность
-
Спрос и предложение при совершенной конкуренции
-
Доходы совершенного конкурента
- Совокупный доход (Тotal Revenue, TR). Общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции, TR=P*Q
- Средний доход (Average Revenue, АR). Доход от реализации единицы продукции, AR=TR/Q
- Предельный доход (Marginal Revenue, MR). Добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска, MR=d(TR)/dQ
-
-
При совершенной конкуренции рыночная цена определяет средний и предельный доходы фирмы, P=AR=MR
-
Оптимальный объем производства фирмы
- Оптимальный объем производства (Q*)
- Объем производства, максимизировать прибыль при существующих в данный момент времени рыночных и технологических условиях.
-
-
-
Условия получения краткосрочной прибыли
- П=TR-TC
- П=(Р-АТС)*Q
- П/Q=P-ATC,
- Где Р - текущая рыночная цена,
- АТС - средние совокупные издержки в точке оптимума
- Прибыль фирмы зависит от соотношения ее средних издержек (себестоимости) и текущей рыночной цены
-
-
Издержки и цена: возможные варианты развития
- Анализ краткосрочных перспектив компании
- Текущая цена Р=10 у.е.,
- средние затраты АТС=12 у.е., в том числе
- средние постоянные AFC=4 у.е.
- Оценить последствия прекращения
- производства в краткосрочном периоде
-
Общие выводы:
- Если фирма несет убытки, но рыночная цена P больше или равна min AVC, целесообразно продолжение производства в краткосрочном периоде;
- Если фирма несет убытки, а рыночная цена P меньше min AVC, целесообразно закрытие производства.
-
- Основные этапы экономического анализа деятельности фирмы
- Определение оптимального объема выпуска, Q*, если MC=MR
- Оценка экономической прибыли П =TR-TC =(P-ATC)*Q
- Анализ целесообразности продолжения производства при убытке Ри AVC
-
Предложение фирмы совершенного конкурента
- Величина предложения (Qs)-количество товаров и услуг, которое фирма готова предложить на рынок при данных ценах;
- Рациональный производитель предлагает только тот объем, который максимизирует прибыль, т.е. оптимальный объем производства;
- Кривая предложения конкурентной фирмы есть совокупность точек оптимального производства.
-
-
Условия долгосрочного экономического равновесия
- Исходные предположения анализа:
- Все ресурсы фирмы являются переменными
- И рыночное, и индивидуальноепредложениезависит от изменения рыночных цен и конъюнктуры
- Цена определяется взаимодействием спроса и предложения
- Изменение объема производства действующими фирмами или изменение их количества не оказывают влияния на цены ресурсов
-
-
-
-
-
- Фирмы наилучшим образом используют имеющиеся у них ресурсы и максимизируют краткосрочную прибыль, MR=MC или P=MC
- Нет стимулов для вхождения в отрасль других фирм, т.к. экономическая прибыль П=0, P=ATC
- Фирмы не могут снижать долгосрочные средние издержки и получать прибыль за счет расширения масштабов производства, Р=ATC=LATC
-
Домашнее задание
Дайте анализ рыночной структуры вашей отрасли, указав
- примерное количество участников,
- коэффициент их концентрации (коэффициент Херфиндаля-Хиршмана),
- тип продукта,
- существующие на рынке барьеры
Подсчитайте коэффициент рыночной власти (Лернера) вашей компании и/или других его участников.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.