Содержание
-
Курс лекций История экономической мысли
1
Заслуженный деятель науки РФ,доктор экономических наук, профессор академик МАН Евразия Семенкова Татьяна Георгиевна
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»
Для студентов финансово-экономических вузов
Москва
2008
-
ТЕМА ЛЕКЦИИ 15
2
Школа Русский циклизм
Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ и М.И. ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ
-
Подзаголовок Становление Истории экономических учений как самостоятельной науки в РОССИИ
3
-
Лекция включает проблемы:
4
1 ДАНИЛЕВСКИЙ - основатель цивилизационной ТЕОРИИ
2 Туган-Барановский. Развитие теории экономических ЦИКЛОВ
-
Вопрос 1ДАНИЛЕВСКИЙ основатель цивилизационной теории
5
-
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822 -1885)мыслитель, естествоиспытатель экономист,
6
историк, философ
-
7
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич родился в дворянском имении Орловской губернии
Царскосельский лицей окончил в 1842 В Петербурге учился в университете
Сдал магистерские экзамены в1849 году Умер в Тифлисе 7 ноября 1885г.
-
Данилевский был увлечён взглядами социалистов-утопистов Западной Европы:
8
- Анри Сен-Симон родился в Париже в 1760г. Создал «Проект новой индустриальной системы»
- Шарль Фурье – теоретик утопического социализма во Франции
- Роберт Оуэн создал учение об ассоциации в Англии
-
В период с 1844 по 1848 г. Данилевский–активный участник кружка петрашевцев Выступил с
9
докладом о жизни и творчестве французского социалиста-утописта Шарля Фурье
-
10
Летом 1849г. Данилевский был арестован и заключён в Петропавловской крепости
Затем был сослан в Вологду. С 1852 г. служил в Самаре
-
Первоначально научная деятельность Данилевского посвящена ботанике, изучению рыболовства
11
Данилевский был во многих экспедициях:
- на Волге, в Ледовитом океане, в Чёрном Каспийском и Азовском морях
- В Крыму был директором Никитского ботанического сада
-
12
основное направление исследований Данилевского: разработка цивилизационной теории
-
ДАНИЛЕВСКИЙ исследовал проблемы смены ЦИВИЛИЗАЦИЙ
13
Смены культурно - исторических типов и судьбы славянского мира
-
14
Данилевский заложил основы концепции пространственно- временной локализации явлений культуры Его считают предтечей теории ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.
-
Главная работа Данилевского «РОССИЯ и ЕВРОПА»
15
посвящена поиску особого пути развития России,
исследованию культурно – исторических отношений славянского и германо-романского миров
-
Он был против отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой
16
Данилевский отрицал наличие единой общечеловеческой цивилизации
Он обосновывал идею множественности человеческих культур и типов цивилизаций
-
Заслуга Данилевского - применение принципов естественных наук к экономическим явлениям
17
В истории русской мысли он первый поставил проблему единства природы и истории
-
Исследование творчества Данилевского в литературе ХХ века велось в двух направлениях:
18
- Первое - рассматривало Данилевского как философа истории, ищущего основы эволюции общества
- Второе– исследовало поиск Данилевским особого пути развития России
-
19
В основе его концепции культурно-исторических типов лежит этнопсихологический подход
Возникновение и смену ивилизаций он рассматривал с позиций психологических особенностей этнической общности
-
Данилевский утверждал: 1. материальная культура имеет тенденцию распространяться
20
повсеместно, проникая во все цивилизации
-
21
Данилевский так же утверждал, что нематериальная культура не в состоянии охватить другие цивилизации, за исключением их отдельных «элементов».
Так писал о Данилевском Питирим Сорокин
-
Идея циклизма
22
Данилевский выделял много цивилизаций, каждая из которых проходила ряд стадий (циклов)
-
Стадии, присущие каждой цивилизации
23
1. Длительный период формирования – этно - демографический
2. Короткий – духовная деятельность
3. Период дряхления, когда иссекает творческая деятельность , наступает апатия
-
Особенность теории Данилевского: каждая цивилизация самодостаточна
24
Цивилизации самостоятельно существующие не сравнимы, у каждой есть свои особенности
24
-
Исследование Данилевским особого пути развития России – имеет три различных аспекта
25
- Первый аспект - панславизм.
- Второй – неизбежность возникновения Всеславянского союза и богоизбранность славянства.
- Третий – анализ противостояния славянского культурно-исторического типа и европейской культуры
-
26
Славянский культурный тип самодостаточный
Данилевский
-
Данилевский с огорчением отмечал чрезмерное увлечение русской интеллигенции «западничество
27
м» и недооценку особенностей российской национальной модели экономики
-
Вопрос 2МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ТУГАН-БАРАНОВСКИЙо будущем обществе
28
-
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1865-1919)
29
-
ТУГАН-БАРАНОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
30
Родился в 1865 дворянской семье
Поступил на физмат Харьковского университета, и исключён в 1889 удостоен учёной степени кандидата
-
С будущей женой Лидией Давыдовой, познакомился на Эйфелевой башне в Париже
31
Её неожиданную смерть было трудно пережить – отчаяние, горе безразличие ко всему, — но всё преодолел и встал на новый жизненный путь
-
Туган-Барановский совершил поворот в развитии теории экономических циклов
32
«Он пробился сквозь джунгли к новым горизонтам»
-
Данилевский рассматривал циклы с позиций теории сбережения – и инвестирования
33
-
Данилевский рассматривал циклы с точки зрения теории сбережения – и инвестирования
34
Он провёл аналогию с паровой машиной:накопление ссудного капитала – роль пара в цилиндре
-
35
Туган-Барановский вёл научные исследования по вопросам:
- Периодичность Циклов
- История политической экономии
- Пути развития кооперации
- Бумажные деньги. Теория
- Будущее общество
- Этический социализм
-
Заслуга Туган-Барановского
36
он привлёк внимание Запада к экономической МЫСЛИ РОССИИ
-
Туган-Барановский ИССЛЕДОВАЛ экономические проблемы, стоявшие перед Россией
37
(денежно-финансовую, и земельно-аграрную )
Главным для него был поиск, нравственно безупречного и экономически эффективного
ОБЩЕСТВЕННОГО ИДЕАЛА
-
Этический социализмТуган-Барановского
38
Будущее общество – социализм
В основе социализма лежит ЭТИЧЕСКАЯ идея ВЕРХОВНОЙ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
-
СОЦИАЛИЗМ теории по алфавиту
39
- Анархо-синдикализмБуддийский коммунизмГильдейский с-м
- Государственный
- Демократический Истинный с-мИсламский с-мКооперативный Корпоративный
- Крестьянский с-мМуниципальный Народнический Пролетарский
- Религиозный СиндикализмУтопический ФабианствоХристианский Этический
-
Туган-Барановский был ХОРОШО ЗНАКОМ С УЧЕНИЕМ Карла Маркса
40
Но свое исследование вёл в русле, критического осмысления УЧЕНИЯ МАРКСА.
Он писал: «Моё отношение к Марксу- не противника и не ученика, а САМОСТОЯТЕЛЬНОГО исследователя»
-
Туган-Барановский утверждал, что при капитализме существует антагонизм интересов Господство
41
над вещами (средствами производства) даёт возможность ГОСПОДСТВА НАД ЛЮДЬМИ.Большинство населения служит средством УВЕЛИЧЕНИЯ БОГАТСТВА для МЕНЬШИНСТВА
-
Туган-Барановский: При социализмев социалистическом обществе ЧЕЛОВЕК станет ВЫСШЕЙ,
42
ГЛАВНОЙ ЦЕННОСТЬЮ, а развитие каждой личности – ГЛАВНОЙ общественной ЦЕЛЬЮ
-
Туган-Барановский считал, что ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ
43
ЛЮДИ и их потребности БУДУТ РАВНЫ
Общественное устройство будет основано на РАВЕНСТВЕ, обязательнополное удовлетворение духовных, физических и материальных человеческихпотребностей
-
Философским и нравственным кредо ученого стала идея верховной ценности человеческой личности
44
-
Роль учения Туган-Барановского об экономических циклах
45
ОН СОЗДАЛ ОРИГИНАЛЬНУЮ НАУЧНУЮ ШКОЛУ ОБОГАТИВШУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ и МИРОВУЮ НАУКУ
END
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.