Содержание
-
Философские и социокультурные основы педагогики
Лекция № 1 Педагогика как наука
-
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.1. Объект, предмет и функция педагогики 1.2. Педагогическое знание и различные формы постижения бытия. 1.3. Предмет педагогической науки. 1.4. Образование как целостный педагогический процесс 1.5. Педагогика в системе наук о человеке
-
Для чего учится человек? «Чтобы человек стал человеком» Я. А. Коменский XVII век «Человек должен учиться, потому что он человек» В.А. Сухомлинский ХХ век
-
1.1. Объект, предмет и функция педагогики
Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного усвоения его младшим поколением. В настоящее время существует три основных точки зрения на педагогику. Педагогика – междисциплинарная область человеческих знаний. Педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в определенном использовании знаний, заимствованных из других наук. Педагогика – самостоятельная дисциплина, имеющая свои объект и предмет исследования.
-
Любая наука имеет свою область исследования, которая определяется как объект
Объектом изучения педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Для педагогики таким явлением является образование. Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, приемов, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций.
-
Предмет – это способ видения объекта с позиций данной науки
Предмет педагогики – сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателейи воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников
-
Педагогика – наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых
Общетеоретическая функция педагогики – теоретический анализ закономерностей педагогического процесса, т.е. описание фактов, явлений и процессов, выявление законов, условий и причин, формулирование выводов. Прогностическая функция педагогики – обоснованное предвидение , обоснованное планирование в области обучения и воспитания. Практическая функция педагогики – совершенствование педагогической практики на основе фундаментальных знаний, разработка новых методов, форм, систем обучения и воспитания, усовершенствование методов управления образовательными структурами.
-
1.2 Педагогическое знание и различные формы постижения бытия
Важнейшей составляющей жизни человека является постижение им своего бытия, т.е. освоение знания об окружающем мире и о самом себе. Понятие «наука» означает знание, но это не значит, что научный способ познания мира является единственным
-
4 формы постижения бытия
-
Мифологическая форма познания бытия
Миф создает естественную среду для духовного обитания, не требующую объяснений. Миф наделял богов внешностью и характерам людей, но и приписывал им способности, несвойственные людям. Знание одних и тех же мифов объединяло людей – т.е. выполняло функции образования. Миф наполнял жизнь древнего человека эмоциональными переживаниями огромной силы и обучал использовать их в повседневной жизни.
-
Религиозная форма
Религиозная форма предполагает сочетание научных взглядов и веры. Важной областью религиозного постижения мира, имеющей отношение к педагогике является душа ребенка, его духовная жизнь. Душа не формируется, она выявляется, раскрывается.
-
Художественная форма
Художественная форма постижения мира реализуется с помощью зрительных и слуховых ощущений и их чувственного переживания. Художественная форма через образы, созданные цветом, звуком, пластикой , словом позволяет постичь глубоко личные проблемы, которые невозможно постичь рациональным путем. Художественная форма через соприкосновение с искусством ведет к возвышению личности человека, его преобразованию – является неотъемлемой частью педагогики.
-
Научная форма
Наука – всегда обращена к опытной достоверности, логической обоснованности, всеобщности выводов. Научные знания выражаются в словесно-понятийной форме категорий, принципов, концепций, теорий. МИФ ВЕРА ИСКУССТВО РАЦИОНАЛИЗМ
-
Место педагогики в мире наук
-
1.3 Предмет педагогической науки
Предмет педагогической науки – образование как целостный педагогический процесс. Н.И. Новиков ввел понятие «образование» в русский язык. Bildung – немецкая основа понятия образования происходит от слова «образ». Получая образования мы стараемся соответствовать определенному образу. В европейской культуре образ трансформировался в образец: систематизированное знание, обоснованное науками. В Российской культуре образованный человек – человек, в котором доминирует образ человеческий.
-
Современные трактовки понятия «образование»
1. Образование как ценность 2. Образование как система 3. Образование как процесс 4. Образование как результат
-
Образование как ценность
1. Ценность государственная: образование является интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом государства; 2. Ценность общественная: гражданское общество определяется тем, насколько его представители могут добиваться от государства решения проблем образования в пользу граждан, в интересах страны; 3. Ценность личности: качественное образование может стать решающим условием высокого уровня жизни, обеспечить реализацию жизненных интересов и личностных способностей.
-
Образование как система
Закон РФ «Об образовании» устанавливает систему государственного образования: Дошкольное образование – ДОУ. Общее образование – начальное (4-летняя начальная школа), основное общее (9-летняя образовательная школа), среднее (полное) общее (11-летняя образовательная школа); Профессиональное: НПО,СПО,ВПО; Послевузовское профессиональное образование: аспирантура, ординатура, адъюнктура; Дополнительное образование: музыкальные, художественные школы, школы искусств, институты и факультеты повышения квалификации.
-
Образование как процесс
Атрибуты, присущие процессу образования: 1. специально организуемые педагогические цели и прогнозируемы результаты; 2. содержание образования (необходимая информация и социальный опыт); 3. организационные формы (индивидуальные, коллективные и групповые); 4. средства: информационные, наглядные, технические; 5. педагогические технологии – совокупность и система способов реализации целей образования в конкретных педагогических условиях
-
Образование как результат
-
Грамотность – грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность. Международное исследование учащихся PISA. Оценивает достижения учащихся основной школы и дает оценку образовательной политики государства. Компетентность – способность переносить и использовать знания и опыт в различные жизненные ситуации. Образованность – широкий кругозор, интерес к науке и искусству, реализация интересов в творчестве.
-
1.4 Образование как целостный педагогический процесс
Простейшая формула Образование = обучение + воспитание Более широкая формула: Образование = социализация + развитие+ воспитание + обучение
-
Составляющие образования
Социализация – процесс адаптации личности к социуму, процесс усвоения готовых форм и способов социальной жизни при одновременной становлении собственного социального опыта и стиля жизни. Развитие – совокупность качественного изменения психической целостности человека. Воспитание – процесс изменения мотивационно-ценностной системы личности воспитанника. Обучение – процесс усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной и предметно-практической деятельности
-
Возрастная периодизация развития
-
1.5 Педагогика в системе наук о человеке
Современная педагогика – система теоретических и прикладных наук: История педагогики изучает теорию и практику образования в различных цивилизациях; Этнопедагогика изучает закономерности и особенности традиционной культуры воспитания; Сравнительная педагогика изучает ведущие тенденции развития образовательного процесса в современных странах в их сравнении;
-
Общая педагогика исследует основные закономерности образования: общие основы педагогики; теория воспитания; теория обучения или дидактика; теория управления образованием. Возрастная педагогика изучает возрастные аспекты образования: дошкольная педагогика; педагогика школы; педагогика высшей школы; андрагогика (педагогика для взрослых)
-
Коррекционная педагогика: логопедия (педагогика преодоления нарушений речи); сурдопедагогика (педагогика глухих и слабослышащих); тифлопедагогика (педагогика слепых и слабовидящих); олигофренопедагогика. Специальная педагогика: педагогика профессионального образования; военная педагогика; спортивная педагогика; педагогика перевоспитания правонарушителей.
-
Проблемное поле педагогики
ФилософияФилософия образования Психология Педагогическая психология Культурология Педагогическая аксиология Экономика Экономика образования
-
Задания к семинару
Подготовьте доклады о великих педагогах (5 – 7 стр.); Подготовьте тезаурус изучаемой дисциплины; Подготовьте сообщения по вопросам, рассмотренным в лекции; 4. Как Вы относитесь к дифференциации педагогики на педагогику детства, педагогику школьного возраста, андрогогику и геронтогогику. 5. Проанализируйте информацию по модернизации образования в РФ. Данные сведите в таблицу ( Инновация, ее плюсы и минусы)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.