Содержание
-
«Успех» – примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
Нина Владимировна Федина, руководитель Центра развития дошкольного образования издательства «Просвещение», к.п.н., заместитель директора ИСИО РАО pptcloud.ru
-
Письмо Минобрнауки Россииот 22.06.2010 № 03-13
О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «…Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Успех» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования…»
-
Программа «Успех»
Учреждение РАО «Институт стратегических исследований в образовании» ФГУ ФИРО Министерства образования и науки РФ НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена» ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина» ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»
-
Авторский коллектив
-
Научные руководители
Д.И. Фельдштейн, доктор психологических наук, действительный член РАО А.Г. Асмолов, доктор психологических наук, действительный член РАО
-
Структура Программы
Пояснительная записка Общая характеристика Программы Критерии отбора форм и видов образовательной деятельности Разъяснение некоторых понятий и принципов Состав Программы Возрастные особенности детей От 3 до 4 лет От 4 до 5 лет От 5 до 6 лет От 6 до 7 лет
-
Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе освоения всех образовательных областей Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество Психологическое сопровождение Программы
-
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы. Здоровье, Физическая культура, Социализация, Труд, Безопасность, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Познание, Музыка, Художественное творчество Приложение. Реализация комплексно-тематического принципа построения Программы
-
Планируемые результаты освоения Программы 4 года 5 лет 6 лет 7 лет Приложения 1-6 Основные понятия
-
Пояснительная записка
Программа «Успех» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет является документом, на основе которого образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования
-
-
Пояснительная записка
Программа реализуется с учетом специфики условий осуществления образовательного процесса: климатических национально-культурных демографических социально-экономических и социокультурных
-
Программа основывается на: универсальных ценностях, зафиксированных в Законе РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка и др. фундаментальных положениях науки о детстве как междисциплинарной области исследований принципах вариативности, открытости, индивидуализации
-
Программа: сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости; обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста; обеспечивает преемственность с ФГОС начального общего образования, примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования
-
Основные подходы к проблеме развития детей дошкольного возраста: Культурно-исторический Деятельностный Личностный
-
-
Принципиальное отличиеПрограммы – исключение из образовательного процесса воспитанников от 3 до 6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребёнка на этапе дошкольного детства.
-
Адекватные возрасту формы работы
-
Программа «Успех» Предусматривает внедрение адекватной возрастным возможностям учебной модели при осуществлении образовательного процесса с детьми от 6 до 7 лет Обеспечивает преемственность с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования
-
Направления преемственности: единая теоретико-методологическая основа общие цели и линии развития детей учет принципа возрастной адекватности при выборе форм, средств, методов, приемов образовательной работы единство подходов к определению структуры и результатов освоения программ
-
Некоторые понятия и принципы Программы: Совместная деятельность взрослых и детей Самостоятельная деятельность детей Принцип интеграции Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса
-
-
Комплексно-тематический принцип реализуется с помощью международного и российского примерного календаря праздников (событий).
-
Календарь праздников обеспечивает: социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы технологичность работы педагогов по реализации Программы
-
Календарь праздников обеспечивает: многообразие форм подготовки и проведения праздников возможность реализации принципа построения программы по спирали, или от простого к сложному выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса
-
Название Программы отражает основную миссию системы непрерывного образования – формирование успешных граждан. Успешностьмаленьких россиян – результат: Социально-личностного развития, Познавательно-речевого развития, Единства физического развития и воспитания культуры здоровья, Художественно-эстетического развития
-
Содержание психолого-педагогической работы
Общеразвивающие задачи развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения освоение позиции субъекта в детских видах деятельности развитие мотивационно-потребностной сферы формирование и развитие самопознания развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля развитие творческих способностей
-
Содержание психолого-педагогической работы (на примере области «Безопасность»)
Безопасность Обязательность включения области в состав Программы обусловлена: с одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.); с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.).
-
Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищённости) выступает необходимым условием полноценного развития человека. Безопасность окружающего мира природы — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребёнка.
-
Основные задачи психолого-педагогической работы Безопасность формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование основ безопасности окружающего мира природы, как предпосылки экологического сознания
-
Безопасность. 3-4 года По формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности: формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту (Познание, Социализация) формировать первичные представления об основных источниках опасности на улице и способах безопасного поведения в различных видах детской деятельности (Физическая культура, Здоровье, Социализация, Труд, Художественное творчество, Музыка) формировать первичные представления об основных источниках опасности в природе (Познание, Социализация)
-
Безопасность. 3-4 года По формированию основ безопасности окружающего мира природы: формировать первичные представления о некоторых правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и учить при напоминании взрослого их выполнять (Социализация, Познание) стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к природе (Социализация)
-
Безопасность. 4—5 лет По формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности: формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (Познание, Социализация) формировать представления о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (не включать кран с горячей водой в отсутствие взрослого, входить в лифт после взрослого, переходить дорогу на зелёный сигнал светофора рядом со взрослым или держа его за руку и др.) в различных видах детской деятельности (Физическая культура, Здоровье, Социализация, Труд, Художественное творчество, Музыка)
-
Безопасность. 4—5 лет По формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности: приобщать к способам безопасного поведения в некоторых стандартных опасных ситуациях и учить следовать им при напоминании взрослого (Познание, Социализация) учить обращаться за помощью к взрослому в стандартной опасной ситуации (Социализация, Коммуникация) стимулировать осторожное и осмотрительное отношение к стандартным опасным ситуациям (Социализация)
-
Безопасность. 4—5 лет По формированию основ безопасности окружающего мира природы, в том числе основ бережливого и экономного отношения к природным ресурсам: формировать первичные представления о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы и некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (Познание, Социализация) расширять и уточнять представления о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения и добиваться их ситуативного выполнения в реальных жизненных ситуациях (Социализация) поощрять проявления осторожного и осмотрительного отношения к природе, экономного и бережливого отношения к природным ресурсам (Социализация)
-
-
-
-
-
Психологическое сопровождение Программы
Психологическое сопровождение – стратегия и тактика профессиональной деятельности педагога-психолога по созданию максимально благоприятных условий освоения детьми дошкольного возраста основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
-
Психологическое сопровождение Программы
Основные направления деятельности педагога-психолога: просветительное пропедевтическое профилактическое диагностическое коррекционно-развивающее экспертное
-
Основные задачи деятельности педагога-психолога: содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья детей и их эмоциональному благополучию содействие развитию ведущей деятельности дошкольного возраста и других видов детской деятельности содействие личностно-ориентированному взаимодействию взрослых и детей
-
Основные задачи деятельности педагога-психолога: выявление детей, имеющих особые образовательные потребности и трудности в освоении Программы, и создание оптимальных условий для их образования профилактическая, пропедевтическая, просветительная работа со всеми участниками образовательного процесса по проблемам освоения Программы и развития детей дошкольного возраста
-
Основные задачи деятельности педагога-психолога: сотрудничество с психологической службой общеобразовательного учреждения по вопросам преемственности в освоении ребенком основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
-
Организациядеятельности взрослых и детей
Режим дня устанавливается с учетом: - времени пребывания детей в группе; - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); - федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; - рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса; - времени года и др.
-
Совместная деятельности взрослого и детей непосредственно образовательная деятельность образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей
-
Общий объём образовательной нагрузки определяется с учетом: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН); - федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; - типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; - рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; - специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса.
-
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы
-
При осуществлении текущего планирования учитываются следующие параметры: - общий объем непосредственной образовательной деятельности в неделю; - продолжительность периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - количество периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня; - распределение периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня (в первую и во вторую половину);
-
При осуществлении текущего планирования учитываются следующие параметры: - перерывы между периодами непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - основные виды деятельности детей в конкретные периоды непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, недели и их чередование; - образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности; - формы работы, в которых осуществляется непосредственно образовательная деятельность.
-
-
Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области должен соответствовать требованиям действующих СанПиН (3—4 ч в день для всех возрастных групп полного дня).
-
Праздники как форма работы, с учетом их общей социально-личностной направленности, включены в область «Социализация», независимо от конкретной тематики каждого из них и интеграции с другими образовательными областями Программы.
-
Социализация (6-7 лет)
-
-
-
-
-
Реализация комплексно-тематического принципа
организационная основа реализации комплексно-тематического принципа построения Программы - примерный календарь праздников тематика праздников ориентирована на все направления развития ребенка дошкольного возраста
-
Тематика посвящена различным сторонам человеческого бытия: явлениям нравственной жизни ребенка окружающей природе миру искусства и литературы традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям наиболее «важным» профессиям событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка
-
Необходимо учитывать: количество праздников самостоятельно определяется педагогами указанные праздники могут быть заменены другими праздниками или событиями краткая информационная справка о каждом празднике адресована педагогам и родителям детей рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования период подготовки к каждому празднику определяется педагогами
-
Необходимо учитывать: возраст детей, формы проведения праздника, формы работы по подготовке носят рекомендательный характер формы подготовки и проведения праздников являются конкретизацией и дополнением форм работы, носят интегративный характер формы работы по подготовке к празднику детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к празднику детей 5-7 лет подготовка к праздникам представляет собой описание средств решения задач психолого-педагогической работы и достижения планируемых результатов освоения Программы
-
-
-
-
-
-
Планируемые результатыосвоения Программы
Представляют собой развернутое описание целей психолого-педагогической работы в виде социального портрета ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Они задают общее направление усилий как при разработке основных общеобразовательных программ дошкольного образования и текущем планировании, так и при реализации указанных программ в образовательном процессе.
-
Портрет ребенка-выпускника дошкольного образовательного учреждения называется социальным потому, что отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста. Составляющими «социального портрета» являются интегративные качества ребенка 7 лет.
-
Качество — это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.
-
Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.
-
Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).
-
Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).
-
Сформированные интегративные качества ребёнка — итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Каждое качество позволяет на протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формировать его отдельные составляющие — промежуточные результаты.
-
Формирование «социального портрета» ребёнка осуществлялось по следующим основаниям: по принципу интегративности в соответствии с новообразованиями, появляющимися у ребёнка к концу дошкольного возраста с учётом возможности формирования того или иного качества в процессе освоения Программы с опорой на данные педагогической психологии о развивающих возможностях образовательных программ дошкольного образования
-
«Социальный портрет» ребенка семи лет Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками Любознательный, активный Эмоционально отзывчивый Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
-
«Социальный портрет» ребенка семи лет Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве (стране), мире и природе Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Овладевший необходимыми умениями и навыками
-
Промежуточные результаты раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной подпериод освоения Программы отвечают следующим требованиям: соответствия возрастным особенностям детей дошкольного возраста возможности достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы проверяемости (достоверности подтверждения их достижения)
-
Промежуточные результаты. 4 года
Любознательный, активный Любопытство и активность вызывает что-то совершенно новое, случайно попавшее в поле зрения ребёнка, или предложенное взрослым.
-
-
-
-
Промежуточные результаты. 5 лет
Любознательный, активный Проявляет любознательность к чему-то новому, неизвестному. Стремится установить взаимосвязь между предметами окружающего мира, разобраться в причинах наблюдаемых явлений.
-
-
-
-
-
-
Промежуточные результаты. 6 лет
Любознательный, активный Познавательная активность расширяется и наполняется новым содержанием. Появляется интерес к миру людей, человеческих взаимоотношений.
-
-
-
-
Итоговые результаты. 7 лет
Любознательный, активный Познавательная активность ярко проявляется как в совместной деятельности со взрослым, так в самостоятельной деятельности ребёнка. Четко прослеживаются познавательные интересы и предпочтения. Устойчивая любознательность проявляется в углублённом исследовании не только нового, но и уже известного.
-
Любознательный, активный
-
Любознательный, активный
-
Любознательный, активный
-
Основные понятия
Гендер – это совокупность социальных и культурных норм и ролей женщин и мужчин, которые определяют их поведение, а также социальные взаимоотношения между ними. Гендерная роль - система предписаний, модель поведения, которую должен усвоить и которой должен соответствовать человек, чтобы его признали мужчиной и женщиной.
-
Зона ближайшего развития — условная область тех задач, которые ребенок не может еще решать самостоятельно, но способен их решить совместно со взрослым. Правильно организованное, развивающее обучение ребенка опирается на зону его ближайшего развития.
-
Коммуникативная деятельность — форма активности ребенка, предполагающая: осуществление передачи и освоения содержания социально-исторического опыта человечества; передачу опыта различных видов деятельности и обеспечение их освоения; обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира, побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом для достижения результата; культуру восприятия речи окружающих и ведения диалога.
-
-
«УСПЕХ — это не только результат освоения образовательных программ, но и главный результат, к которому во все времена стремится каждый человек, семья, общество и государство. Успех — признание окружающих, одобрение достижений и, наконец, доброе пожелание друг другу.» «Успех: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»
-
Желаем УСПЕХА!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.