Содержание
-
Гидролиз органических и неорганических соединений . Учитель химии Бимской СОШ ТоюшеваЭльвера Петровна Разработка урока химии в 11 классе по теме:
-
Цель урока:
повторить гидролиз солей, закрепить полученные знания, отработать навыки составления уравнений реакции гидролиза, предсказывать продукты гидролиза, условия смещения реакции гидролиза.
-
Оборудование и реактивы:
соли, образованные разными по силе кислотами и основаниями –сульфаты, хлориды, нитраты, карбонаты, ацетаты, феноляты, алкоголяты, индикаторная бумага, вода, пробирки.
-
что же это за реакция – гидролиз? Гидролиз от греческоголизис – разложение, гидро-вода
Гидролиз – это взаимодействие ионов соли с ионами водорода Н+ или гидроксид ионами ОН- молекул воды, в результате которого образуется слабый электролит.
-
отличие реакции гидролиза от реакции нейтрализации
Гидролиз – это реакция, обратная реакции нейтрализации, в которой теплота поглощается и изменяется рН среды. Гидролизу подвергаются как неорганические соли так и органические.
-
Как долго протекает процесс гидролиза
Процесс гидролиза протекает до тех пор, пока не установится равновесие между ионами соли, водой и продуктами гидролиза Не следует путать гидролиз с гидратацией, где ионы соли реагируют с молекулами воды.
-
Пример (ЗаданиеКИМа):
К реакции гидролиза не относится: 1) СНзСООNа + H2 O 2) K2SiO3 + H2O 3) Na2O + H2O 4) AI4C3 + H2O
-
Чтобы точно определить продукты гидролиза, мы должны знать силу кислот и оснований
Сильные - HNO3, H2SO4, H2SeO4HCIO3, НСlO4, HBr,НI, HCl, HMnO4 , HIO3, HBrO3, NaOH, KOH, Ca(OH)2, Ba(OH)2, Слабые: H2CO3, H2SO3, HNO2, H3PO4, H3BO3, H2SiO3, HF, NH4OH, вода, HBrO, HCIO, HCN, H2S, HCIO2, Zn (OH)2, AI (OH)3, Fe(OH)3
-
Пример (Задание КИМа):
данные органические вещества расположить в порядке усиления кислотных свойств: С2H5OH-этиловый спирт, C6Н5ОН-фенол, СН3СООН-уксусная кислота, СН3-СН2- СООН - пропионовая кислота, глицерин, этиленгликоль, CH2CI – COOH –хлоруксусная кислота, вода и сравнить с соляной кислотой НСl, объяснить причину усиления кислотных свойств. (Чем слабее кислота, тем сильнее гидролиз).
-
выделяют 4 типа солей в зависимости от силы кислоты и основания.
соли, образованные: сильным основанием и слабой кислотой подвергаются частичному гидролизу слабым основанием и сильной кислотой подвергаются частичному гидролизу слабым основанием и слабой кислотой подвергаются полному необратимому гидролизу сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются.
-
алгоритм составления уравнения реакции гидролиза
1)Анализ состава соли, с целью определения силы основания и силы кислоты. 2)С ионом слабого электролита написать уравнение взаимодействия с составными частями одной молекулы воды ( т.е. краткое ионно-молекулярное уравнение) 3)Написать полное ионно- молекулярное уравнение.
-
написать реакцию гидролиза, пользуясь алгоритмом
определить, каким основанием и какой кислотой (по силе) образована соль, с ионом слабого электролита записать реакцию. 1)KNO3 2)Na2CO3 3)AICI3 4)ZnSO3
-
1) KNO3 + H2O K+ +NO3- + H+ +OH- гидролиза нет, оба электролита сильные. 2) Na2CO3 + H2O NaOH + Na2HCO3 - рН > 7 частичный гидролиз 3) AICI3 + H2O AIOHCI2+ HCI - рН
-
Факторы, влияющие на усиление гидролиза 1) понижение температуры 2) повышение температуры 3) разбавление 4) увеличение концентрации исходных веществ, продуктов, 5) добавление спирта 6) добавление кислоты H2SO4 (H+)
-
Выводы:
Усилить гидролиз можно, если: Разбавить раствор и нагреть. т.е. > t0 в случае образования соли добавить кислоту, а в случае кислоты – щелочь. Уменьшить гидролиз, т. е. сместить в сторону реакции нейтрализации можно, если: понизить температуру, увеличить концентрацию раствора добавлением соли. добавить к раствору один из продуктов гидролиза.
-
Изменение цвета различных индикаторов при действии растворов кислот и щелочей
-
Изменение цвета индикаторов в различных растворах солей
-
Уравнения гидролиза АlСl3
АlСl3 ↔ Аl3+ + 3Сl– Н2O ↔ Н+ + ОН– Al3+ + 3Сl– + Н2O ↔ АlOН2+ + 3Сl– + Н+ Аl3+ + Н2O ↔ АlOН2+ + Н+ Н2O ↔ Н+ + ОН– Al3+ + 3Сl– + Н2O ↔ АlOН2+ + 3Сl– + Н+ Аl3+ + Н2O ↔ АlOН2+ + Н+ Избыток ионов водорода дает соли кислую среду, поэтому лакмус краснеет.
-
Уравнения гидролиза Na2CO3
Na2CO3 ↔ 2Na+ + СO32– Н2O ↔ Н+ + ОН– ____________________________________________________________________________ 2Na+ + СO32– + Н2O ↔ 2Na+ + HCO3– + ОН– СO32– + Н2O ↔НСO3– + ОН– Избыток гидроксид-ионов дает соли щелочную среду, поэтому лакмус синеет, а фенолфталеин становится малиновым.
-
Уравнения гидролиза NaCl
NaCl ↔ Na+ + Сl– Н2O ↔ Н+ + ОН– ____________________________________________________________________________ Na+ + Сl– + Н2O ↔ Na+ + Cl– + H2O Одинаковое количество гидроксид-ионов и ионов водорода дает соли нейтральную среду, поэтому индикаторы не меняют окраску (гидролизу не подвергается).
-
Для большинства солей гидролиз обратимый процесс. Однако есть соли, продукты гидролиза которых выводятся из сферы реакции, и гидролиз становится необратимым. Такими солями являются: Al2S3, (NH4)2S, Fe2(CO3)3, (NH4)2SiO3 В уравнениях необратимого гидролиза солей ставится знак равенства: Al2S3 + 6H2O = 2Al(OH)3↓+ 3H2S↑. Необратимому гидролизу подвергаются также бинарные соединения: Mg3N2, CaC2, Р2S5 Необратимый гидролиз Запишите гидролиз бинарных соединений самостоятельно
-
Какую среду будут иметь водные растворы следующих солей:
1 вариант2 вариант а) нитрата цинка (II) а) хлорида меди (II)б) сульфата калия б) сульфита натрияв) сульфида натрия в) нитрата бария Составьте ионное уравнение гидролиза этих солей.
-
Пример с органическими соединениями
Способность солей подвергаться гидролизу увеличивается в ряду a) C2H5ONa, CH3COONa, C6H5ONa б) CH3 COONa, C2H5ONa, C6H5ONa в) C6H5ONa , C2H5ONa, CH3COONa г) CH3COO-Na, C6H5O-Na , C2H5O-Na - слабая кислота слабее еще слабее уксусная фенол этанол
-
Домашнее задание:
1.Творческое задание: составить задания части А и части В по теме «Гидролиз» 2.Повторить: гидролиз белков, нуклеиновых кислот, углеводов, жиров(щелочной, водный, кислотный, ферментативный), эфиров(в кислой среде,щелочной).
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.