Содержание
-
Темаурока:«Ионные уравнения реакций»
-
Цель урока:
сформировать у учащихся знания о реакциях ионного обмена.
-
Задачи:
- исследовать условия протекания реакций ионного обмена до конца; - продолжить развитие умений проводить эксперимент, составлять молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль; - воспитывать интерес к учению, личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, сообразительность и любознательность).
-
Методы и методологические приёмы:
диалогический метод изложения знаний с элементами исследования, выполнение демонстрационного и лабораторного эксперимента, работа в парах и группах, фронтальная беседа, взаимный диктант, тестирование, самостоятельная работа, самопроверка и взаимопроверка.
-
Средстваобучения:
-инструкция по технике безопасности; - рабочая карта урока; - алгоритм составления уравнений реакций; - демонстрационное оборудование; - лабораторное оборудование; - дидактические карточки для взаимного диктанта; -компьютер; - интерактивная доска; - презентация.
-
Подготовка учащихся к уроку.
1. Деление класса на группы по 4 человека. 2. Группа получает оборудование для эксперимента. 3. Каждый учащийся имеет рабочую карту урока (приложение №1). 4. У каждого учащегося на столе карточка для проведения взаимного диктанта (приложение №2). 5. На каждом столе имеется алгоритм составления уравнений реакций, который спроецирован на экран (приложение №3).
-
Рабочая карта урока.
Тема. Ф. И. учащегося. Примечание: с/о- самооценка; в/о - взаимооценка; о/г – оценка группы.
-
Структура урока.
I.Организационный этап. Постановка цели и мотивация учебно-познавательной деятельности учащихся. II. Актуализация знаний (фронтальная форма работы). III.Изучение нового материала (диалогический метод с элементами исследования, сочетание фронтальной и групповой форм работы, проведение эксперимента, самопроверка и взаимопроверка) IV.Закрепление знаний (работа с химическим тренажером, тестирование). V. Рефлексия (самооценка) VI. Домашнее задание.
-
ХОД УРОКА.
I. Организационный этап. II. Актуализация знаний. На предыдущем уроке мы изучили понятие «электролиты» Вопросы к классу: - дайте определение электролитов; - какие соединения относятся к электролитам; - составьте уравнения реакций диссоциации серной кислоты, фосфата калия, гидроксида бария, фосфорной кислоты, нитрата алюминия.
-
Самооценка выполненной работы.
Таблица №2. Рабочая карта урока. «5» - все примеры составлены верно, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки, больше ошибок – не оцениваем.
-
III. Изучение нового материала.
Тема урока: «Ионные уравнения реакций» Реакции между ионами в растворах электролитов называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями Реакции ионного обмена идут до конца, если образуется газ, осадок или слабодиссоциирующее вещество.
-
Алгоритм составления уравнений
В молекулярном виде: 1. Записать исходные вещества. 2. Записать продукты, поменяв местами первые части формул исходных веществ. 3. Расставить степени окисления и составить формулы продуктов реакции. 4. Расставить коэффициенты В ионном виде: 1. Определяем по таблице растворимости, являются ли вещества электролитами. 2. Все электролиты записываем в ионном виде с учетом коэффициентов и индексов. 3. Формулы веществ малодиссоциирующих, нерастворимых и газообразных веществ записываем в молекулярном виде. 4. Вещество, выпадающее в осадок, выделяем стрелкой, направленной вниз, газ отмечаем стрелкой, направленной вверх. 5. Сокращаем одинаковые ионы в левой и правой частях уравнения. 6.Записываем оставшиеся частицы, учитывая, что вначале записываем катионы, а затем анионы. Na2CO3 + CaCI2 = CaCO3 + 2NaCI ЭЭНЭЭ 2Na+ + CO32- + Ca2+ + 2CI- = CaCO3 + 2Na+ + 2CI Полное ионное уравнение Ca2+ + CO32- = CaCO3 Сокращенное ионное уравнение
-
Правила техникибезопасности
1. Проводите опыты лишь с теми веществами, которые указаны учителем. 2. Вещества нельзя брать руками и пробовать на вкус. 3. Без указания учителя не смешивайте неизвестные вам вещества. 4. Не приступайте к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать. 5. Всегда пользуйтесь только чистой лабораторной посудой. 6. твердые вещества берите только ложкой. 7. При выполнении опытов пользуйтесь небольшими дозами веществ. 8. Особую осторожность соблюдайте при работе с кислотами. Если случайно кислота попадет на руки или на одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды. 9. Остатки веществ не высыпайте и не вливайте обратно в сосуд с чистыми веществами. 10. Проводите опыты только над столом и, закончив работу, приведите рабочее место в порядок.
-
Образец выполненного задания:
вариант1 CuSO4+ 2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4 Cu2++SO42- +2Na++2OH-=Cu(OH)2+2Na++SO42- Cu2++2OH-=Cu(OH)2 Na2CO3+2HNO3=2NaNO3+H2O+CO2 2Na++CO32-+2H++2NO3-=2Na++2NO3-+H2O+CO2 2H++CO32-=H2O+CO2 NaOH + HCI = NaCI + H2O Na+ +OH-+H++CI-=Na++CI-+H2O H++OH-=H2O
-
вариант2 AI2(SO4)3+3BaCI2=3BaSO4+2AICI3 2AI3++3SO42-+3Ba2++6CI-=3BaSO4+2AI3++6CI- 3Ba2++3SO42-=3BaSO4 Na2CO3+2HCI=2NaCI+H2O+CO2 2Na++CO32-+2H++2CI-=2Na++2CI-+H2O+CO2 2H++CO32-=H2O+CO2 2KOH+H2SO4=K2SO4+2H2O 2K++2OH-+2H++SO42-=2K++SO42-+2H2O 2H++2OH-=2H2O ,
-
IV. Закрепление знаний (взаимный диктант, тестирование).
Карточки взаимного диктанта для работы в парах. Тест в 2 вариантах.
-
Задания теста
Вариант 1. Выпишите номер правильного ответа. 1. Условия протекания реакции ионного обмена до конца – образование: 1) осадка; 2) осадка, газа; 3) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества; 4) осадка, газа, малодиссоциирующего вещества, изменение окраски раствора. Установите соответствие. 2. Исходные вещества: 1) Na2SiO3u H2SO4; 2) CuSO4u NaOH; 3) NaOH u H2SO4. сокращенные ионные уравнения: а) 2H+ + S2- = H2S г) 2H+ + SiO32- = H2SiO3 б) 2H+ + CO32- = H2O + CO2 д) Ba2+ + SO42- = BaSO4 в) Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 е) H+ + OH- = H2O Выпишите номер правильного ответа. 3. Вещества, между которыми возможна реакция нейтрализации: 1) Cu (OH) 2 u H2SiO3; 2) NaOH u FeCI3 3) Na2CO3 u BaSO4 4) Fe (OH) 3 u H2SO4 4. Уравнение реакции ионного обмена: 1) 2FeCI2 + CI2 = 2FeCI3; 3) Zn + 2HCI = ZnCI2 + H2; 2) CaCO3 = CaO + CO2; 4) 3NaOH + AI (NO3)3 = AI (OH) 3 + 3NaNO3 Дополните. 5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения для процесса, схема которого Na2CO3 + H2SO4 ----, равна…
-
Задания теста
Вариант 2. Установите правильную последовательность: 1. Ионное уравнение реакции- [1] - формул [4] - запись [2] - ионами [5] - между [3] - реакции [6] - с помощью Установите соответствие. 2. Исходные вещества: 1) Na2S u H2SO4 2) Ba (NO3)2 u Na2SO4 3) Na2CO3 u HCI сокращенное ионное уравнение: а) 2H+ + S2- = H2S г) SiO32- + 2H+ = H2SiO3 б) CO3-2 + 2H+ = H2O + CO2 д) Ba2+ + SO42- = BaSO4 в) Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2 е) H+ + OH- = H2O Выпишите номер правильного ответа. 3. Уравнение реакции нейтрализации: 1) Cu (OH)2 + H2SO4 = CuSO4 + 2H2O 3) Zn + 2HCI = ZnCI2 + H2 2) CaCO3 = CaO + CO2 4) 3NaOH + AI (NO3)3 = AI (OH)3 + 3NaNO3 4. Формулы исходных веществ реакции ионного обмена 1) Cu (OH) 2 u H2SiO3 3) Na2CO3 u BaSO4 2) NaNO3 u FeCI3 4) Fe (OH) 2 u O2 5. Сумма коэффициентов в левой части сокращенного ионного уравнения реакции, схема которой H3PO4 + NaOH -----, равна…
-
Выполнение теста и самопроверка по образцу.
-
V.Рефлексия (самооценка).
Каждый учащийся выставляет себе итоговую оценку за урок в рабочей карте и отвечает на вопрос :Что удалось и что не удалось на уроке? Каждый учащийся получил оценку на всех этапах урока и в целом за урок. Итоговые оценки: «5» - 12, «4» - 14, «3» - 2.
-
VI. Домашнее задание: §15, упр. 3, 5.
Предложите три различных реакции ионного обмена, используя таблицу растворимости.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.