Содержание
-
Обратимые реакции ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. Смещение равновесия pptcloud.ru
-
Цель урока
формирование на межпредметном уровне представлений об обратимых реакциях, химическом равновесии, как динамическом состоянии системы, умений решать задачи по способам его смещения.
-
Задачи урока
Образовательные: ознакомить учащихся с понятиями: обратимые реакции ,равновесие, равновесные концентрации, константа равновесия. Изучить факторы, влияющие на смещение равновесия.
-
Развивающие: совершенствовать интеллектуальные умения: выделять главное в рассказе учителя, развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы из приведённых наблюдений, совершенствовать умение высказывать и обосновывать суждения, развивать навыки работы с химическими реактивами.
-
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру: показать роль смещения равновесия в увеличении выхода продукта реакции в химической промышленности и как следствие уменьшение загрязнения окружающей среды. Воспитывать культуру речи и общения, трудолюбие, самостоятельность в выборе решения проблем.
-
Какие из химических реакций являются обратимыми?
1. NaOH + HCl NaCl + H2O 2. N2 + 3H2 2NH3 3. AgNO3 + NaCl AgCl + NaNO3 4. SO3 + H2O H2SO4 5. CH4 + 2O2 CO2 + 2H2O 6. 2SO2 + O2 2SO3 7. HCOOH + CH3OH HCOOCH3 + H2O
-
По направленности процесса ОБРАТИМЫЕ НЕОБРАТИМЫЕ
-
НЕОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ – ЭТО РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ. К ним можно отнести все реакции обмена, сопровождающиеся образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (воды) и все реакции горения
-
Обратимые реакции – это реакции, протекающие в данных условиях одновременно в двух противоположных направлениях Таких реакций подавляющее большинство. В органической химии признак обратимости отражают названия – антонимы процессов *Гидрирование – дегидрирование *Гидратация – дегидратация *Полимеризация – деполимеризация Обратимы все реакции этерификации (противоположный процесс носит название гидролиза)и гидролиза белков, сложных эфиров, углеводов, полинуклеотидов. Обратимость этих процессов лежит в основе важнейшего свойства живого организма – обмена веществ.
-
Равновеснные концентрации
равновесие является динамическим, т.к. сколько молекул продукта прямой реакции образуется в единицу времени, столько их разлагается в единицу времени при протекании обратной реакции. При этих условиях концентрации всех реагирующих веществ остаются постоянными. Эти концентрации называются равновесными и обозначают их: [ Н2 ], [I2 ], [ НI ].
-
Обратимые реакции
Н2+ I2 2НI 3H2 + N2 2NH3 + Q
-
Кинетические уравнения
Согласно закону действующих масс кинетические уравнения имеют вид: Vпр= k 1 с (Н2) с (I2 ) Vоб = k 2 с 2 (НI)
-
-
Костанта равновесия
Для реакции аА + вВ сС + дД [c ]c .[д ] д К равн=----------------------- [А ]а .[В ] в
-
N 2 + 3 H2 2 NH3 прямая обратная Состояние системы, при котором скорость прямой реакции РАВНА скорости обратной реакции называется химическим равновесием график
-
СОСТОЯНИЕ РАВНОВЕСИЯ В ПРИРОДЕ Круговорот элементов и веществ в природе Уравновешены потоки энергии в экосистемах разного уровня УБЫЛЬ ОСОБЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ Постоянство численности особей в популяции: ДИССИМИЛЯЦИЯ АССИМИЛЯЦИЯ Постоянство внутренней среды организма:
-
ПРИНЦИПЛЕ ШАТЕЛЬЕ
Если на систему, находящуюся в состоянии равновесия произвести внешнее воздействие (изменить давление, температуру, концентрацию), то равновесие сместитсяв сторону уменьшения данного воздействия (1884 год)
-
Анри Луи Ле Шателье (8. 10. 1850 – 17. 09. 1936) Французский физикохимик и металловед, член Парижской академии наук (с 1907). Родился в Париже. Учился в Политехнической школе и Высшей горной школе в Париже. Затем был горным инженером в Алжире и Безансоне. В 1878 – 1919 профессор Высшей горной школы. В 1907 – 1925 работал в Парижском университете. Исследования относятся к физической химии. Предложил оригинальный способ определения теплоемкостей газов при высоких температурах. Сформулировал (1884) общий закон смещения химического равновесия (принцип Ле Шателье). Изучал химические процессы в металлургии. Изучал свойства и способы приготовления цементов. Создал металлографический микроскоп и усовершенствовал методику исследования строения металлов и сплавов. Нашел условия синтеза аммиака. Президент Французского химического общества (1931). Иностранный член – корреспондент Петербургской академии наук (с 1913) и почетный член АН СССР (с 1926).
-
Факторы, влияющие на смещение химического равновесия.
Влияние изменения температуры Влияние изменения концентрации Влияние изменения давления
-
1. Концентрация N2 + 3 H2 Реагирующие вещества Продукты реакции СРЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВВПРАВО СПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ ВЛЕВО 2 NH3
-
2. Температура эндотермическая реакция( - Q ) экзотермическая реакция( + Q ) N2 + 3 H2 +Q - Q t0c равновесие сместитсявлево t0c равновесие сместитсявправо 2 NH3 + Q t0c = - Q t0c= + Q
-
3. Давление Давление применяется только для газов! N2(г) + 3 H2(г) 1V 3V 2V 4V Р равновесие сместитсявправо Р равновесие сместитсявлево 2NH3(г) P - V P - V Объем твердыхи жидких веществ равен нулю
-
В какую сторону сместится равновесие в обратимом процессе, уравнение которого 2 NO(г) + O2(г) 2 NO2(г) + Q ,если вправо влево вправо
-
Влияние изменения давления
CO2+H2O H2CO3 При снятии крышки бутылки наблюдается выделение газа, а равновесие сместилось в сторону обратной реакции. При увеличении давленияравновесие смещается в сторону меньшего объема газообразных веществ H2CO3 После закрывания крышки бутылки давление увеличивается, выделение газа не наблюдается, а равновесие сместилось в сторону прямой реакции
-
Влияние изменения концентрации
3. 3KNCS + FeCl3 Fe(CNS)3 + 3KCl роданид хлорид Fe (III) темно-красный цвет + 30 мл Н2О + 2-3 капли FeCl3 + 1-2 капли KNCS + 1-2 капли KCl 2. 1. При увеличении концентрации реогир. веществ или уменьшение концентрации продукта реакции химическое равновесие смещается в сторону продуктов реакции При увеличении концентрации продуктов реакции или уменьшение концентрации реагирующих веществ химическое равновесие смещается в сторону исходных веществ.
-
Влияние изменения температуры
В горячую воду Образуется синий цвет В холодную воду 2 пробирки крахмального клейстера Добавляем 2 капли J2 (C6H10O5)n + m J2[(C6H10O5)n m J2] крахмал синий цвет При повышенной t, окраска исчезает, равновесие смещается в сторону (эндотермической) обратной реакции. При пониженной t, окраска появляется, равновесие смещается в сторону (экзотермической реакции) прямой реакции.
-
Как известно, в воздухе содержится 21% кислорода (по массе).Такое количество необходимо для поддержания естественного равновесия: 3О2(г) 2O3(г) - Q. Классифицируйте данную реакцию. Какое значение имеет озон для планеты Земля? Используя принцип Ле Шателье предложите условия, при которых равновесие будет смещаться в сторону образования озона.
-
Принцип Ле Шателье широко используется в химической технологии для повышения выхода продукта производства. Согласуется ли процесс переноса кислорода в организме с принципом Ле Шателье (ответ обоснуйте)? Hb + O2 HbO2
-
Тесты
I Репродуктивный уровень: тесты с альтернативными ответами, в которых испытуемый должен ответить да или нет. 1.Реакция горения фосфора- обратимая реакция ? а) да б) нет 2.Реакция разложения карбоната кальция- это обратимая реакция? а) да б) нет
-
Тесты с множественным выбором правильного ответа, при выполнении которых испытуемому необходимо выбрать 2 -3 правильных ответа, или сопоставить 2 предложенных условия при выборе ответа.
-
тесты
* Тесты с выбором одного правильного ответа 6. В какой системе при повышении давления химическое равновесие сместится вправо? 1) 2HI(г)↔H2(г)+I2(г) 2) N2 + О2↔ 2 NО 3) C3 H6(г)+H2(г)↔С3 H8(г) 4) H2(г)+F2(г)↔2HF(г)
-
Тесты
Тесты с множественным выбором правильного ответа, при выполнении которых испытуемому необходимо выбрать 2 -3 правильных ответа, или сопоставить 2 предложенных условия при выборе ответа.
-
тесты
16. Укажите верное суждение : А) в обратимых прцессах скорость прямой реакции в период от начала реакции до достижения равновесия уменьшается; Б) в обратимых процессах скорость прямой реакции после достижения равновесия равна нулю. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
-
Рефлексия
На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен/ недоволен Урок для меня показался коротким/ длинным За урок я устал/ не устал Моё настроение стало лучше/ стало хуже Материал урока мне был полезен/ бесполезен понятен/ не понятен лёгким / трудным Домашнее задание интересно/ не интересно
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.