Содержание
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФГБОУ ВПО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»Институт педагогики и психологииКафедра начального и дошкольного образования Развитие творческих способностей Выполнила Лыюрова Светлана Ивановна
-
Способности по С.Л.Рубинштейну: Способности — это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей; Способности — результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются. [3]
-
Шадриков В.Д. считал, что Способностиесть проявление личности. Они всегда выражаются в уровне мастерства, в искусстве, искусности человека. [6] К.К.Платонов в своих работах писал о способностях как о совокупности таких свойств личности, которые определяют успешность обучения какой-либо деятельности и совершенствования в ней. [4]
-
С.Л. Рубинштейн предложил следующую структуру способностей: [4] Общие способности ("общая способность” или "общая одаренность”, по С.Л. Рубинштейну), обеспечивающие овладение знаниями и умениями, которые человек реализует в разных видах деятельности. Чаще всего к общим способностям относят интеллектуальные (умственные) способности. Специальные способности (психомоторные и сенсорные), которые человек использует в разных видах деятельности, а также художественные (музыкальные, сценические, литературные), математические, технические, организаторские, педагогические и др.
-
Классификация способностей по К.К. Платонову Элементарные общие - способности ощущать, воспринимать, мыслить, переживать, представлять, запоминать и т.д. Элементарные частные - музыкальный слух, глазомер, критичность мышления и т.д. Сложные общие - это способности к труду, игре, учению, общению, к эстетической и нравственной деятельности и др. например способности к учёбе, к музыке, к какому-либо другому виду труда. Сложные частные способности присущи не всем людям - профессиональные или специальные. [3]
-
В. Н. Дружинин делит общие способности: на интеллект (способность решать), обучаемость (способность приобретать знания), креативность – общая творческая способность (преобразование знаний). Понятие креативности (от лат. creatio – создание, сотворение), являясь аналогом понятия «творческие способности»,неразрывно связано с творчеством, творческой деятельностью, порождающей нечто качественно новое (либо для творца, либо для группы или общества в целом).[1]
-
Б. М. Теплов выделил следующие признаки человеческих способностей: это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков. Очевидно, что способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. [5]
-
С.Л. Рубинштейн: Задатки – лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, то есть преобразуются и изменяются. [4]
-
Уровни развития способностей по М.Б. Теплову: Одаренность - своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т. д.), развивается и проявляется в деятельности; Гениальность - высший уровень развития способностей (когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества). [5]
-
Диагностика уровня развития воображения у дошкольников с помощью теста Е.Торренса «Закончи рисунок» Цель - определение уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста. При исследовании необходимо чёткое осознание концепции воображения, критериев воображения, таких как продуктивность, гибкость, оригинальность, разработанность.[7]
-
Задания на развитие творческих способностей у дошкольников на НОД Нарисуй новый воздушный шар (обувь, одежду и т.д.); Нарисуй несуществующее животное; «Волшебные кляксы»; Задание «танграмм»; Сложи любое животное из геометрических фигур; Оригами из бумаги - цветок «Оживи круги».
-
Библиография: 1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - http://www.universalinternetlibrary.ru/book/46733/ogl.shtml 2. Под редакцией А.Г. Карянян, Ю.Г. Сулимова Трансформация психических познавательных процессов способности http://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/transformatsiya-psihicheskih-poznavatelnyih.html 3. Маклаков А. Общая психология http://www.gumer.info/ 4. Рубинштейн С.Л. Способности. - http://www.psychology-online.net/articles/doc-171.html 5. Теплов Б.М. Выделил три основных признака понятия «способности» http://studopedia.net/10_135869_bm-teplov-videlil-sleduyushchie-tri-osnovnih-priznaka-ponyatiya-sposobnost.html 6. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - /http://log-in.ru/books/psikhologiya-deyatelnosti-i-sposobnosti-cheloveka-shadrikov-v-d-obshaya-psikhologiya 7. Диагностика воображения детей младшего школьного возраста. - http://www.km.ru/referats/333019-diagnostika-voobrazheniya-u-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.