Содержание
-
Выполнила учитель начальных классов Сабурова Е. В. Активизация познавательной деятельности у детей с ОВЗ на уроках литературного чтения
-
«Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источнике дальнейшего развития. Сделать так, чтобы активная деятельность совпала с такими её звеньями, как потребность, мотив, интерес». Герасимов С.В.
-
Целью развития познавательной активности является формирование 8 качеств: Приёмы обучения связаны с логическими приёмами. Среди логических приёмов можно выделить следующие:
-
На занятиях литературного чтения можно использовать различные методы и формы работы, направленные на всестороннее развитие личности маленького читателя. Непосредственное чтение литературных произведений органично переплетается с рисованием, лепкой, сочинительством, драматизацией. Задания ставят детей в активную позицию, пробуждая интерес, развивая воображение и фантазию, способствуя эмоциональной отзывчивости.
-
На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания: найти крылатое выражение в сказке; придумать счастливую концовку к сказке; дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся. При ознакомлении с жанром басни, можно предложить такие виды заданий: * выразительное чтение басни и ее драматизация; * придумать экспозицию басни; * составление литературной мозаики; * составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение; * разгадывание кроссвордов.
-
Для развития творческой активности на уроке необходимо использовать и такие виды заданий: * Составление и доработка текстов. Перед вами текст «Сказка об одуванчике». Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким. *Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями: - добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; - заменить рассказчика дальше; - изменить грамматическое время глагола; - придумать, как могли разворачиваться события дальше.
-
Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им. Также можно использовать и такие формы работы как: -подобрать дополнительный материал об авторе произведения; - подготовить выставку книг одного из авторов; - найти дополнительный материал в энциклопедии; - сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.
-
Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. Сотрудничество с городской и школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.
-
Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать «хитрые» вопросы. Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения в изучаемом предмете. Логические упражнения. 1. Что общего в этих словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил, лук – люк. 2.Назови одним словом. Чиж, грач, ласточка, сова, стриж. Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли. Шарф, варежки, пальто, кофта. Телевизор, утюг, пылесос, холодильник. Картофель, свёкла, лук, капуста. 3.Какое слово лишнее и почему? Красивый, синий, красный, жёлтый. Минута, время, час, секунда. Дорога, шоссе, тропинка, путь. Молоко, сметана, простокваша, мясо. 4.Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан. 5.Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог. Колос, рота, ваза. Кора, лото, боксёр. Молоко, нерест, тарелка.
-
Игры по составлению слов. 1.Найди слово в слове: гроза газета кустарник шутка поднос шоколадка часовщик щепка ярмарка 2.Закончи предложение. По утрам у Айболита лечат зубы звери: збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр. 3.Шарады. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдёте без труда. ( Картина) С буквой К живу в лесу. С буквой Ч овец пасу. ( Кабан – чабан) 4. Найди названия животных среди строк. Насос сосёт речную воду, И шланг протянут к огороду. Среди кустов царит покой, Здесь хорошо бродить одной.
-
Упражнения, направленные на развитие внимания, памяти. 1.Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает). 2.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию), например: Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка. 3.Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишия, предложения, текста). 4.Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел – мель – мыл – мыло – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска. 5.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания. Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка. 6.Чтение «перевёртышей» (палиндромов). Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
-
Новые требования ФГОС, как основа познавательной деятельности учащихся не только улучшили, но и усовершенствовали подход к изучению материала. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: - развитие личности школьника, его творческих способностей; - сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; - воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе окружающему миру.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.