Презентация на тему "Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»" 7 класс

Презентация: Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.52 Мб). Тема: "Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»". Предмет: литература. 21 слайд. Для учеников 7 класса. Добавлена в 2021 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    21
  • Аудитория
    7 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Исследовательская работа «Роль крылатых выражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова»
    Слайд 1

    МБОУ Ваховская ОСШ

    Исследовательская работа «Роль крылатыхвыражений (фразеологизмов) в лексическом составе языка на примере басен И. А.Крылова» Авторы работы: Мыкало Василий АлиееваАльфия Руководитель: Федорова И.В. Учитель русского языка и литературы 2014г.

  • Слайд 2

    План исследования:

    Фразеологизмы как лексическая единица речи. Крылатые выражения, их признаки, особенности. Крылатые выражения в баснях И.А.Крылова, использование их в современной речи. Выводы. Проблема исследования: Лексический состав русского языка разнообразен, особое место в нём занимают фразеологические обороты, крылатые выражения, которые используются всеми людьми, хотя многие из нас не подразумевают об источнике происхождения того или иного выражения. Особую роль в образовании таких слов и выражений сыграл И.А.Крылов, который языком своих творений, басен, обогатил лексику русского языка красочными и говорящими выражениям.

  • Слайд 3

    Актуальность:

    Работая на уроках русского языка и литературы над баснями И.А.Крылова, еще с начальной школы я задумалась над многими особенностями басни: язык, стиль изложения, выразительные средства речи. Но больше всего меня заинтересовали необычные словосочетания- «крылатые выражения». Как с помощью их И.А.Крылову удаётся более точно описать героев, оценить их поступки, высмеять пороки. Крылатые выражения помогают понять сюжет басни, мораль и сделать выводы.

  • Слайд 4

    Цель:

    изучить роль крылатых выражений на основе басен И.А.Крылова «Крестьянин и лисица», «Паук и пчела». Задачи: подобрать литературу для исследовательской работы; изучить материалы по теме исследования; найти крылатые выражения в баснях: «Крестьянин и лисица», «Паук и пчела»; выяснить роль крылатых выражений в данных баснях; сделать выводы по данному проекту.

  • Слайд 5

    Гипотеза:

    У каждого из писателей есть свои особенности, свой стиль. Я думаю, что наличие фразеологизмов и выражений, ставшими крылатыми в произведениях И.А.Крылова- главная особенность стиля баснописца, его языка. Методы исследования: беседа описание сравнение сопоставление анализ обработка материала.

  • Слайд 6

    Этапы работы:

    1. Беседа «Роль крылатых выражений в речи» (сентябрь) 2. Подбор литературы (октябрь) 3. Изучение материала по теме исследования (ноябрь- декабрь) 4. Работа с баснями И.А.Крылова (февраль- март) 5. Выводы и оформление исследовательской работы (апрель)

  • Слайд 7

    Научные сведения

    Фразеология - это раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению. Фразеологизмы -это устойчивые словосочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению. Источники фразеологизмов: По происхождению одни фразеологизмы являются собственно русскими, другие - заимствованными. Одни связаны с историей нашей Родины (топорная работа), другие возникли из пословиц (собаку съел), из художественных произведений (как белка в колесе), из мифов разных народов (авгиевы конюшни)

  • Слайд 8

    Из биографии И.А.Крылова:

    Детство и отрочество не баловали будущего баснописца. И.А.Крылов не учился в школе, но в нём жила жажда знаний. Он самоучкой овладел языками, математикой и стал образованным человеком. Каждый шаг к успеху не давался ему даром. Именно басня сделала его известным. Крылов написал 205 басен. Он любил свою родину и считал свои долгом вести борьбу с недостатками общества. Из народного языка, из пословиц черпал писатель многие свои сюжеты. По определению Н.В.Гоголя, басни И.А.Крылова – «Книга мудрости самого народа»

  • Слайд 9

    Басня «Голосистый ёж» «МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ» - КТО - ЛИБО ЛИШЁН МУЗЫКАЛЬНОГО СЛУХА Примеры крылатых выражений

  • Слайд 10

    «ВОЛКА НОГИ КОРМЯТ» - ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ, НАДО ДВИГАТЬСЯ, АКТИВНО ДЕЙСТВОВАТЬ И НЕ СИДЕТЬ НА МЕСТЕ Басня «Волк и ягнёнок»

  • Слайд 11

    Басня «Не бейся рыбою об лёд» «БИТЬСЯ КАК РЫБА ОБ ЛЁД» - НАСТОЙЧИВЫЕ, НО НАПРАСНЫЕ УСИЛИЯ

  • Слайд 12

    «БУРЯ В СТАКАНЕ ВОДЫ» - БОЛЬШИЕ ВОЛНЕНИЯ ПО НИЧТОЖНОМУ ПОВОДУ

  • Слайд 13

    Басня "Кот и повар"

    А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить.

  • Слайд 14

    Басня "Музыканты"

    А я скажу:по мне уж лучше пей, Да дело разумей.

  • Слайд 15

    "Лягушка и вол"

    Пример такой на свете не один: И диво ли, когда жить хочет мещанин, Как именитый гражданин, А сошка мелкая, как знатный дворянин.

  • Слайд 16

    Басня "Парнас"

    Мне хочется, невеждам не во гнев, Весьма старинное напомнить мненье: Что если голова пуста, То голове ума не придадут места.

  • Слайд 17

    Басня "Оракул"

    Я слышал-правда ль?-будто встарь Судей таких видали, Которые весьма умны бывали, Пока у них был умный секретарь.

  • Слайд 18

    Басня "Синица"

    Примолвить к речи здесь годится, Но ничьего не трогая лица: Что делом, не сведя конца, Не надобно хвалиться.

  • Слайд 19

    Басня «Крестьянин и лисица»

    «Скажи мне, кумушка, Что у тебя за страсть кур красть? Ведь в ремесле твоём ни на волос добра не видно…» «Коль правду ты не лжёшь, Я от греха тебя избавлю И честный хлеб тебе доставлю. Наймись курятник мой от лис ты охранять: Зато ни в чём не будешь ты нуждаться И станешь у меня Как в масле сыр кататься!»

  • Слайд 20

    Выводы:

    крылатые выражения учат нас понимать истинные нравственные ценности, народную мудрость, расширяют жизненный опыт; фразеологические обороты обогащают наш язык, делают речь более яркой, меткой, выразительной; фразеологизмы чаще всего используются в разговорной речи и в художественных произведениях.

  • Слайд 21

    Используемая литература:

    фразеологический словарь русского языка 1994 г.; этимологический справочник 2001 г.; учебник «Русский язык» 2002 г.; журнал «Досуг в школе» 2007 г.; книга для учителя «Предметные недели в школе» Л.И. Косивцова 2003 г.; сборник басен И.А.Крылова 1985 г.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке