Содержание
-
Автор: Савичева Н.В., учитель математики МБОУ «Гимназия №38» г.Дзержинска МБОУ ДПО «ЦЭМ и ИМС» г.Дзержинска «Формирование УУД на уроках математикив основной школе» Семинар-практикум
-
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 2
-
Актуальность введения ФГОС
Формирование предметных знаний, умений и навыков. Выпускники школ отлично знали материал по предметам. Не умели работать в группе, грамотно осуществлять процесс коммуникации, отстаивать свою точку зрения, быстро переучиваться НО 95 % всего материала, который дают ребенку в процессе обучения в школе, совершенно не применима в жизни. Многие знания будут забыты, потеряют актуальность НО «Парадокс отличника» Не способен «выжить» в реальном мире , слабо развиты коммуникативные способности, умения взаимодействовать в группе и на риски и многое другое. НО Снижение познавательной активности современного школьника Необходимость повышения познавательной активности обучающихся НО 3
-
Системно-деятельностный подход
Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина 4
-
-
Система дидактических принципов, обеспечивающих системно – деятельностныйподход
1.Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания) 2.Принцип непрерывности ( преемственность между темами, разделами, курсами…) 3.Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук) 4.Принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь) 5.Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера) 6.Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело) 6
-
Три типа результатов освоения основной образовательной программы
Системно - деятельностный подход- методологическая основа ФГОС. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД) 7
-
Универсальные учебные действия
УУД- это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. 8
-
Личностные УУД
Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Построение «Я - образа»; Формирование идентичности личности; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Построение жизненных планов Поиск ответа на вопрос: Какой смысл для меня имеет учение? Выделение морально-этического аспекта в событиях и действиях; Построение системы нравственных ценностей; Нравственно-этическое оценивание; Осуществление личностного выбора Самопознание и самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация 9
-
Виды заданий для формирования личностных УУД
участие в проектах подведение итогов урока творческие задания зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма самооценка события, происшествия дневники достижений Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. 10
-
Регулятивные УУД
целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция Саморегуляция Оценка обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности 11
-
Виды заданий для формирования регулятивных УУД
«преднамеренные ошибки» поиск информации в предложенных источниках взаимоконтроль взаимный диктант диспут заучивание материала в классе «ищу ошибки» КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему) Выпускник получит возможность научиться: • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временной перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. 12
-
Познавательные УУД
Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций Формулирование познавательной цели; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Работа с текстами различных видов; Создание алгоритмов деятельности; Моделирование. Анализ; Синтез; Сравнение; Подвеление под понятие; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов ее решения постановка и решение проблемы общеучебные логические 13
-
Виды заданий для формирования познавательных УУД
«найди отличия» (можно задать их количество) «на что похоже?» поиск лишнего «лабиринты» упорядочивание «цепочки» хитроумные решения составление схем-опор работа с разного вида таблицами составление и распознавание диаграмм работа со словарями составление собственного портфолио Выпускник получит возможность научиться: • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 14
-
Коммуникативные УУД
Определение цели и функций участников; способов взаимодействия Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения; принятие и реализация решения Инициативное сотрудничество в поиске информации Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
-
Виды заданий для формирования коммуникативных УУД
составь задание партнеру отзыв на работу товарища групповая работа по составлению кроссворда магнитофонный опрос «отгадай, о ком говорим» диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи) «подготовь рассказ», «опиши устно», «объясни»,… Выпускник получит возможность научиться: • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. 16
-
Что же дают УУД?
17
-
Учитель - ученик
Современный учитель – не источник знаний, как это было раньше, современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, тьютер. Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. Деятельность ученика: выполняет предложенные учителем задания частично поискового характера, определяет тему урока, формулирует цели урока, создаёт установку на их реализацию, актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности, формулирует задания к упражнениям, выполняет упражнения, комментируя и поясняя свои действия, формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала, анализирует свою деятельность или деятельность товарищей, формулирует свои впечатления 18
-
Требования к современному уроку
Требования к уроку Объявление темы урока и сообщение целей и задач Планирование Практическая деятельность учащихся Осуществление контроля Осуществление коррекции Оценивание учащихся Итог урока Урок современного типа Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная работа) Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) Проводится рефлексия 19
-
Типология уроков по ФГОС
Тип урока 1.Урок изучения нового 2.Урок закрепления знаний 3.Урок комплексного применения знаний 4.Урок обобщения и систематизация знаний 5.Урок контроля, оценки и коррекции знаний Виды уроков Традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум Практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. 4. Семинар, конференция, круглый стол и т.д. 5. Контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. 20
-
Самооценка 21
-
Деятельностные технологии
проектные; исследовательские; дискуссионные педагогика сотрудничества; учебных проблемных ситуаций; проблемного диалога; обучение смысловому чтению; ИКТ-технологии. Важное место в образовательном процессе занимают: психологическое здоровье учащихся, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды и индивидуализация образовательных маршрутов. 22
-
Индивидуальный образовательный маршрут
ИОМ - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при педагогической поддержке его самоопределения и самореализации (А.П. Тряпицына С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, Ю.Ф. Тимофеева и др.). 23
-
Схема ИОМ
24
-
1 этап
25
-
2 этап
26
-
3 этап
27
-
4 этап
28
-
Личностный рост ребенка за 3 года (6 класс и 9 класс)
29
-
«Какие качества Вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в современной жизни он был успешен: знание предметов или сформированностьуниверсальных учебных действий, которые позволят ребенку успешно социализироваться и самостоятельно освоить любой учебный предмет?». «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер) 30
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.