Содержание
-
Нестандартные методы решения уравнений и неравенств
Научный руководитель: Иноземцева Елена Ивановна Боков Иван Куркова Анастасия Малашок Полина Матющенко Роман Мхитарян Артем Подцикина Серафима Подцыкин Максим Шпилева Надежда 2010 г. МНОУ «Лицей» pptcloud.ru
-
Гипотеза работы
Существует большое количество способов решения уравнений и неравенств, многие из которых не изучаются согласно школьной программе
-
Цели работы
Изучить нестандартные методы решения уравнений и неравенств Научиться использовать их на практике Создать наглядную и понятную презентацию для ознакомительных целей Ознакомить класс с этими методами при помощи наглядных примеров Создать папку с материалами работы
-
Древний Египет
«Фальфивое правило» Задача: куча. Ее седьмая часть 19. Найти кучу Будет хорошо
-
Вавилон
Диофант (жил предположительно в III веке н. э.) Квадратные уравнения Задача: Найти два числа, зная, что их сумма равна 20, а произведение — 96 x = 2 = 12и = 8
-
Задача № 80
Задача: Найти 2 таких числа, чтобы сумма квадрата каждого из них с другим искомым числом дала полный квадрат Решение: s2 + 2s + 1 = (s + 1)2, (2s + I)2 + s , 4s2 + 5s + 1 = t2 , Положим, что: t = 2s — 2, t2 = 4s2 — 8s + 4 = 4s2 + 5s + 1, 4s2 — 8s + 4 = 4s2 + 5s + 1. Проверка:
-
Кубические уравнения
Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э.) Сочинение: «О шаре и цилиндре» Задача: рассечь заданный отрезок а на две части х и а—х так, чтобы (а — х) : с = S : х2
-
Решение уравнений с модулем
1.«Сравнение модулей» │x - 1│= 2 │x + 2│ 2. Сравнение квадратов (│x - 1│) 2 =(2 ∙ │x + 2│) 2 3. Графический способf (x)= │x - 1│ и f (x) = 2 │x + 2│ Способы решения уравнений, содержащих сумму модулей │x - 1│- 2 │x + 2│= 0 :
-
Сравнение квадратов
│x - 1│= 2 │x + 2│ (│x - 1│) 2 =(2 ∙ │x + 2│) 2 (х – 1) 2 - ( 2х + 4) 2 = 0 ((х – 1) - ( 2х + 4))∙ ((х – 1) + ( 2х + 4)) = 0 (х – 1 - 2х - 4)∙ (х – 1 + 2х + 4) = 0 х – 1 - 2х – 4 = 0 или х – 1 + 2х + 4 = 0 - х - 5 = 0 3х + 3 = 0 x = - 5 x = - 1 Пример: Ответ:-5;-1
-
Введение новой переменной + раскрытие модуля на интервалах
│4 |x |+ 5│= 6|x | | x |= a, где a > 0, тогда | 4а+5 |=6а 4а+5 =-6а4а+5 =6а Не удовлетворяет условию а>0 , значит, Ответ: Пример:
-
Раскрытие модуля на интервалах ( начиная с внутреннего)
На промежутке На промежутке Не удовлетворяет условию Не удовлетворяет условию │4 |x |+ 5│= 6|x | Пример: Ответ:
-
Использование свойства четности
у=│4 |x |+ 5│= 6|x | . 4х + 5 = 6х и 4х + 5 = - 6х Пример: Ответ:
-
Графический способ решения уравнений, содержащих модуль
2 3 4 5 6 7 X 1 1 2 3 4 -1 -2 -1 -2 -3 Y |4 – x| + |(x – 1)(x – 3)| = 1 Ответ: 3 y1= | (x-1)(x-3) | y2= 1 - | x-4 | |(x – 1)(x – 3)| = 1- |4 – x| Пример:
-
Уравнения с параметрами
Уравнение с параметрами – математическое уравнение, внешний вид и решение которого зависит от значений одного или нескольких параметров. Способы решения: Графический Аналитический
-
Задача:
При каких значениях a один корень квадратного уравнения x2-(a+1)x+2a2=0 больше , а другой меньше ?
-
Шаг 1
Функция y=x2-(a+1)x+2a2 График этой функции - парабола, ветви направлены вверх
-
Шаг 2
8a2 -2a-1
-
Задача:
При каких значениях b система имеет единственное решение? ; ,
-
1 способ
, , ; ;
-
2 способ
График первого уравнения - окружность с центром в начале координат и радиусом 3. График второго уравнения - прямая F , ;
-
Схема Горнера
Делим уравнение на (x-1) Пример: Делим уравнение на (x-2) Решаем квадратное уравнение, x=3 и x=4 Ответ:1;2;3;4
-
Формулы Виета
Найти кубическое уравнение, корни которого являются квадратами корней уравнения Обозначим корниискомого кубического уравнения как Ответ: Задача:
-
Решение с выделением полного квадрата
Пример: x4 – 2x3 – 3x2 + 4x + 4 = 0. Представим – 3x2 как (x2 – 4x2) x4 – 2x3 + x2 – 4x2 + 4x + 4 = 0 Свернем по формуле и вынесем общий множитель (x2 – x)2 – 4(x2 – x) + 4 = 0 Введем замену y = (x2 – x) Решим уравнение, y=2 2= (x2 – x) x=-1 или x=2 Ответ: -1;2
-
Идея однородности
Разделим обе части уравнения на ; или Ответ: Пусть , тогда получим корней нет Пример: ,
-
Решение уравнений относительно коэффициентов
или ; Определяем коэффициенты и решаем квадратное уравнение: ; ; Пример: +
-
Ответ: 2 квадратных уравнения; корней нет; - посторонний корень
-
Метод разложения на простейшие дроби
Ответ: Выделяем из числителя 1 и переносим:
-
Неравенство треугольника(Евклидова геометрия)
Внешний угол больше внутреннего, с ним не смежного Против большей стороны лежит больший внутренний угол Против большего внутреннего угла лежит большая сторона
-
Неравенство Коши
-
Из всех равновеликих треугольников найти треугольник наименьшего периметра. Пусть x, y, z– стороны треугольника, тогда: Применим неравенство Коши: Наименьшее значение периметра равно Достигается при x=y=z Задача:
-
Неравенства с модулем
Соотношение двух величин, одна из который имеет модуль, показывающее, что одна величина большеили меньше другой. Методы решения: Метод промежутков Графический
-
Пример:
1. Рассмотрим 2. Ответ: 1 2
-
Если дискриминанты положительны, то при D/4=4+5+a=a+9 D/4=4+5-a=9-a Ответ: (0;9)
-
Ответ: |3х - 1| - |х - 1|
-
Неравенства с параметрами
Неравенство f (a,b,c,…k,x)> ϕ (a,b,c,…k,x), где a,b,c,…k – параметры, а x –действительная переменная величина, называется неравенством с одним неизвестным, содержащим параметры.
-
Пример:
Ответ: Для всех допустимых значений параметра а решить неравенство: ; ; ; ; ;
-
Задача: Найдите все значения а при которых неравенство не имеет решений Ответ: (1;5) График – парабола, ветви вверх
-
Найти все значение параметра q, при каждом из которых множество решений неравенства не содержит ни одного решения неравенства Задача:
-
y=2x+8 y=2x+8 ; ; ; ; ;
-
Ответ: при исходное неравенство не содержит ни одного решения неравенства
-
Метод “Ромашки” f(х) = -натуральные числа f(х) >0(соответственно
-
(х + 1)(х — 2) 2 > 0 Пример: Ответ: (—1; 2) (2; +∞). Рассмотрим функцию f(x)=(x+1)(x-2)(x-2) Нули функции: х1=-1, х2=х3=2
-
≥0 Пример: Ответ: (0; 3] {7}. Рассмотрим функцию f(x)= х≠0. х≠4 Нули функции: х=3, х=7
-
Заключение
Мы поставили перед собой задачи: Изучить нестандартные методы решения уравнений и неравенств Научиться использовать их на практике Создать наглядную и понятную презентацию для ознакомительных целей Ознакомить класс с этими методами при помощи наглядных примеров Создать папку с материалами работы Считаем, что намеченные нами цели достигнуты.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.