Презентация на тему "Методы решения уравнений и неравенств в целых числах" 11 класс

Презентация: Методы решения уравнений и неравенств в целых числах
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Методы решения уравнений и неравенств в целых числах"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 28 слайдов. Также представлены другие презентации по математике для 11 класса. Скачивайте бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    28
  • Аудитория
    11 класс
  • Слова
    алгебра
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методы решения уравнений и неравенств в целых числах
    Слайд 1

    Методы решения уравнений и неравенств в целых числахДавтян Римма Артемовна

    Презентация на тему:

  • Слайд 2

    7.1. Линейные уравнения Метод прямого перебора Использование неравенств Использование отношения делимости Метод «спуска» Использование формул 7.2. Нелинейные уравнения Метод разложения на множители Вынесение общих множителей за скобку Применение формул сокращенного умножения Использование параметра Метод решения относительно одной переменной выделение целой части Метод «спуска» метод конечного «спуска» Параметризация уравнения Функционально-графический метод 7.3. Неравенства Использование области определения Использование монотонности Использование ограниченности 7.4. Уравнения и неравенства Уравнение с одной неизвестной Показательные уравнения Неравенства Уравнения, содержащие функцию «целая часть числа» [x]

  • Слайд 3

    Пример 74. В клетке сидят кролики и фазаны. Всего у них 18 ног. Узнать сколь- ко в клетке тех и других. Укажите все решения. Решение. Пустьх – количество кроликов, у – количество фазанов, тогда имеем уравнение 4x + 2y = 18 или2x + y = 9 Еслих=1, то у=7. Еслих=2, то у=5. Еслих = 3, то у = 3. Еслих = 4, то у = 1. Прих = 5 получаем 2 ∙ 5 = 10 > 9. Ответ:(1;7), (2;5), (3;3), (4;1). 7.1. Линейные уравнения Метод прямого перебора

  • Слайд 4

    Использование неравенств Пример 75. Решить в натуральных числах уравнение 5х + 8у = 39 Решение. Для уменьшения перебора вариантов рассмотрим неравенства 5х = 39 – 8у ≥ 0 8у = 39 – 5х ≥ 0 у ≤ 4 х ≤ 7 Проведем перебор по неизвестной у. Еслиу = 1, то х = 6,2 не является натуральным числом. Если у = 2, то х = 4,6 не является натуральным числом. Если у = 3, то х = 3. Если у = 4, то х = 1,4 не является натуральным числом. Ответ:(3; 3)

  • Слайд 5

    Использование отношения делимости

    Пример 76. Имеются контейнеры двух видов: по 130 кг и 160 кг. Сколько было контейнеров первого и сколько второго вида, если вместе они весят 3 тонны? Укажите все решения Решение. Обозначим количество контейнеров первого вида через х,второго – через у. Получаем уравнение 130х + 160у = 3000 или 13х + 16у = 300. Далее имеем: 13х + 13у + 3у = 13 ∙ 23 + 1, 3у - 1 = 13 ∙ (23 - х - у). Отсюда следует, что разность 3у - 1 делится на 13. Если3у - 1 = 0, то у не является натуральным числом. Если3у - 1 = 13, то у не является натуральным числом. Если3у - 1 = 26, то у = 9 их = 12. Если3у - 1 = 39, то у не является натуральным числом. Если3у - 1 = 52, то у не является натуральным числом. Если3у - 1 = 65, то у = 22 но 16 ∙ 22 = 352 > 300. Ответ: 12 контейнеров по 130 кг и 9 по 160 кг.

  • Слайд 6

    Метод «спуска»

    Пример 79. Решить в целых числах уравнение 5х - 7у = 3. Решение. Выразим из уравнения то не- известное, коэффициент при котором меньше по модулю: Дробь должна быть равна целому числу. где z– целое число. Тогда 2у + 3 = 5z. Из последнего уравнения выразим то неизвестное, коэффициент при котором меньше по модулю, и проделаем аналогичные преобразования: Дробь должна быть целым числом. Обозначим , гдеt– целое число . Отсюда z = 2t - 3. Последовательно возвращаемся к неизвестным xи y. y = 3∙(2t - 3) - t = 5t - 9, x = y + z = 5t - 9 + 2t - 3 = 7t - 12. Ответ:x = 7t - 12, y = 5t - 9, где t Z. Положим ,

  • Слайд 7

    Использование формул Теорема. Уравнение a1x1 + a2x2 + … + anxn = b разрешимо в целых числах тогда и только тогда,когдаd │ b, где d = НОД (a1, a2,…, an ). Теорема. Пусть уравнение ax + by= c разрешимо в Z и пара (x0; y0) является частным решением этого уравнения. Тогда множеством всех решений в Z данного уравнения является множество пар (x; y), где Следствие. Пусть а и b взаимно просты и( x0 y0)какое-нибудь решение уравнения ax + by = c (*) Тогда формулы x = x0 - b ∙ t , y = y0 + a ∙ t при tєZ дают все решения уравнения (*).

  • Слайд 8

    Пример 81. (МГУ, 1969). Остаток от деления некоторого натурального числа n на 6 равен 4, остаток от деления n на 15 равен 7. Чему равен остаток от деления n на 30? Решение. Из условия задачи следует, что существует натуральное число k такое, что n = 6k + 4. 2k - 5l = 1. (*) Для решения этого уравнения найдем какое-нибудь частное решение в целых (не обязательно неотрицательных) числах. Подбором в качестве такого частного решения можно взять, например,k = -2 , l = -1. Согласно следствия уравнение (*) имеет решения k = -2 +5t, l = -1 + 2t, где t є Z. Чтобы числа k и l были неотрицательными, параметр tдолжен принимать натуральные значения. Теперь имеем n = 6 ∙ (5t - 2) +4 = Ответ:22. Аналогично имеем ,n = 15l+ 7, где l єN. Исключая из этих двух равенств n, получим уравнение 30t - 8 = 30(t - 1) + 22.

  • Слайд 9

    Пример 83. Решить в целых числах уравнение 127x - 52y + 1 = 0. Решение. Преобразуем отношение коэффициентов при неизвестных. Прежде всего, выделим целую часть неправильной дроби Правильную дробь заменим равной ей дробью Тогда получим Проделаем такие же преобразования с полученной в знаменателе неправильной дробью . Повторяя те же рассуждения для дроби , получим

  • Слайд 10

    Мы получили выражение, которое называется конечной цепной или непрерывной дробью. Отбросив последнее звено этой цепной дроби – одну пятую, превратим получающуюся при этом новую цепную дробь в простую и вычтем ее из исходной дроби Приведем полученное выражение к общему знаменателю и отбросим его 127 ∙ 9 - 52 ∙ 22 + 1 = 0. 127x -52y + 1 = 0 x = 9, y = 22 x = 9 +52t , y = 22 + 127 t , где t єZ. Ответ: x = 9 +52t , y = 22 + 127 t , где t єZ.

  • Слайд 11

    7.2. Нелинейные уравнения Метод разложения на множители вынесение общих множителей за скобку Пример 84. Решить в целых числах уравнение 2x3 + xy - 7 = 0. Решение. Приведем данное уравнение к виду x(2x2 + y) = 7 Так как 7= 1 ∙ 7 = 7 ∙ 1 = -1 ∙ (-7) = -7 ∙ (-1), то рассмотрим четыре системы уравнений: Из каждой системы получаем решения. Ответ: (1; 5); (-1; -9); (7; -97); (-7; -99).

  • Слайд 12

    Применение формул сокращенного умножения

    Пример 85. Найти все пары натуральных чисел, разность квадратов которых равна 55. Решение. Запишем условие задачи в виде уравнения n2 - k2 = 55 или (n - k)(n + k) = 55. Так как n + k > 0, то n - k > 0, причем n + k > n - k. Поскольку 55 = 1 ∙ 55 = 5 ∙ 11 то возможны два случая Решая эти уравнения, получим два ответа: n = 28, k = 27 и n = 8, k = 3. Ответ: (28; 27); (8; 3).

  • Слайд 13

    Использование параметра Пример 88. Решить в целых числах уравнение 2x2 - 2yx + 9x + y = 2. Решение. Перепишем уравнение в виде 2x2 - x(2y - 9) + y - 2 + a = a и разложим левую часть уравнения на множители как квадратный трехчлен относительно х. Находим дискриминант D = 4y2 - 44y + 97 - 8a. Очевидно, если , 97 - 8a = 121, то дискриминант будет полным квадратом. При этомa = -3 и Отсюда x1 = 0,5 и x2 = y - 5. Уравнение принимает вид (2x - 1)(x - y + 5) = -3. Рассмотрите самостоятельно решение последнего уравнения. Ответ:(1; 9); (-1; 3); (2; 8); (0; 2).

  • Слайд 14

    Метод решения относительно одной переменной выделение целой части Пример 89. (МГУ, 1997). Найти все пары целых чисел x и у, удовлетворяющие уравнению 3xy + 14x + 17y + 71 = 0. Решение. Выразим из данного уравнения у через х: При этом следует отметить, что величина 3x + 17 ≠ 0 (так как x – целое число). Выделим из дроби в правой части этого равенства правильнуюалгебраическую дробь (у которой степень числителя меньше степени знаменателя): Умножим обе части последнего равенства на 3:

  • Слайд 15

    Метод «спуска» метод конечного «спуска» Пример 96. Решить в целых числах уравнение 2x2 - 5y2 = 7. Решение. Так как 2x2 – четное число, а 7 – нечетное, то 5y2 должно быть нечетным, т.е. у – нечетное. Пусть , y = 2z + 1, где zєZ, тогда данное уравнение можно переписать в виде x2 - 10z2 - 10z = 6. Отсюда видно, что x должно быть четным. Пусть , x = 2m, тогда последнее уравнение примет вид 2m2 - 5z(z + 1) = 3, что невозможно, так как число z(z + 1) – четно, а разность двух четных чисел не может быть равна нечетному числу. Таким образом, данное уравнение не имеет решений в целых числах. Ответ: нет решений.

  • Слайд 16

    Поскольку числа 3у и 14 – целые, то 3x +17 должно быть делителем числа 25: 3x + 17 = ±1; ±5; ±25 – всего 6 возможностей. Отсюда для x получаем три возможных значения: –4, –6, –14 (в остальных трех случаях x не является целым). Соответствующие значения у равны –3, –13, –5. Ответ:(-4; -3); (-6; -13); (-14; -5). Замечание. В данном примере суть выделения целой части состоит в избавлении переменной x из числителя (сравните с примером 77). В решении был использован прием домножения обеих частей равенства на коэффициент при x в знамена- теле. Этот прием домножения также удобно использовать при решении уравнений методом разложения на множители.

  • Слайд 17

    Параметризация уравнения Пример 99. Решить в целых числах уравнение x3 + y3 + z3 = 2. Решение. Положимx = a + b, y = a - b. Так как x3 + y3 = 2a3 + 6ab2, то исходное уравнение принимает вид 2a3 + 6ab2 + z3 = 2. Положив a = 1, получимz3 = -6b2. Считаем теперьb = 6t2 Отсюдаx = 1 + 6t2, y = 1 -6t2, z = -6t2. Таким образом, получено бесконечное множество решений исходного уравнения, соответствующих целочисленным значениям параметра t. Ответ: x = 1 + 6t2, y = 1 -6t2, z = -6t2, гдеtєZ

  • Слайд 18

    Функционально-графический метод Пример 100. (МИОО 2010). Найти все пары натуральных k и n таких, чтоk

  • Слайд 19

    откуда следует k = 1 или , k = 2, причем для каждого k может найтись не более одного значения n, удовлетворяющего уравнению в паре с этим значением k. 3.В случае k = 1 из данного уравнения получаем n = 1, что не соответствует условию k e. Ответ: k = 2, n = 4.

  • Слайд 20

    7.3. Неравенства Использование области определения Пример 102. (МГУ, 1973). Найти все целые числа x, удовлетворяющие неравенству Решение. Допустимые значения x определяются системой неравенств Подставляем последовательно найденные значения xв неравенство, предварительно его упростив.

  • Слайд 21

    1.x = 1. Тогда 2. х = 2. Тогда 3. х = 3. Тогда Ответ: 2; 3.

  • Слайд 22

    Использование монотонности Пример 103. (МГУ, 1976). Найти все целые z, удовлетворяющие неравенству Решение. Допустимые значения z определяются из системы Заметим, что левая часть неравенства увеличивается с ростом z, а правая – уменьшается. Это обстоятельство позволяет упростить перебор. В силу сделанного выше замечания, необходимости в проверке значений z = 3, 4, 5, 6 нет. Эти числа решениями не являются. Ответ: -1, 0, 1.

  • Слайд 23

    Использование ограниченности Пример 104. (МГУ, 1996). Найти все целочисленные решения неравенства Решение. Целые решения будем искать из двух ограничений системы Первое неравенство выполняется при x = 3, 4, 5, 6. Но из этих значений исходному неравенству удовлетворяет только x = 3. Приx = 0, 1, 2 первое неравенство не выполняется. Приx = -1 выполняется как первое не- равенство, так и исходное неравенство. Приx = -2 первое неравенство не выполняется. При остальных значениях x = -3, -4, ... первое неравенство не разрешимо, так как левая часть неравенства x(x2 - 5) ≥ 3будет отрицательной. Ответ: -1; 3.

  • Слайд 24

    Метод интервалов Пример 105. (МГУ, 1972). Определить, сколько целочисленных решений имеет неравенство Решение. Методом интервалов по 2 n определяем решения (см. рис. 2): Дальше подбором находим n =±2,±3, ±4 илиn = ±8, ±9,±10, ±11, ±12. Ответ: 16 решений.

  • Слайд 25

    7.4. Уравнения и неравенства Уравнение с одной неизвестной Пример 107. Может ли квадратное уравнение ax2 + bx + c = 0с целыми коэффициентами иметь дискриминант, равный 23? Первое решение. Рассмотрим уравнениеb2 - 4ac = 23. Так как 23 – нечетное число, а 4ac – четное, то b2 и, следовательно, b –нечетное число, т.е. b = 2k - 1, k єZ.Тогда (2k - 1)2 - 4ac = 23; 4(k2- k -ac) = 22. Последнее уравнение не имеет решений, так как 22 не делится на 4. Второе решение. Перепишем уравнение b2 - 4ac = 23 в видеb2 - 25 = 4ac - 2 иразложим обе части уравнения на множители: (b - 5)(b + 5) = 2(2ac - 1). (*) Так как в правой части уравнения – число четное, то и в левой – тоже четное, следовательно, b - 5 и b + 5 одновременно четные (докажите),т.е. b - 5 =2m, b - 5 = 2k. Левая часть уравнения (*) делится на 4, а правая – нет, поэтому уравнение b2 -4ac = 23 не имеет решений в целых числах. Третье решение. Перепишем уравнение b2 -4ac = 23 в виде b2 = 4ac + 23 или b2 = 4(ac + 5) + 3. Получили, что квадрат натурального числа при делении на 4 дает остаток 3, что невозможно (докажите). Ответ: не может.

  • Слайд 26

    Показательные уравнения Теорема. Если остаток от деления a1на b равен r1, а остаток от деления a2 на b равен r2, то остаток от деления a1 +a2 на b равен остатку от деления r1 + r2на b. Опорная задача. Докажите, что оста- ток от деления на 3 числа 5kравен 1, если k четно, и 2, если k нечетно.

  • Слайд 27

    Неравенства Пример 121. (МИОО 2010). Найти все пары (x; y) целых чисел, удовлетворяющие системе неравенств: Решение. Выделяя полные квадраты, получаем: Из первого и второго неравенства системы: Подставляя x = 12 в систему, получаем: Ответ: (12; -8).

  • Слайд 28

    Уравнения, содержащие функцию «целая часть числа» [x] Целой частью числаx называется наибольшее целое число, не превосходящее х. Свойства целой части числа: 1) Из равенства [y] = n следует, что a)n – целое число; б)y = n +α, где 0 ≤ α

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке