Презентация на тему "Полиномы"

Презентация: Полиномы
1 из 11
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
2.7
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (0.09 Мб). Тема: "Полиномы". Предмет: математика. 11 слайдов. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 2.7 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Полиномы
    Слайд 1

    Полиномы

    Одночлены Двучлены Трёхчлены Многочлены Попкова Татьяна Генриховна МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ

  • Слайд 2

    Повторим степени и одночлены -1,2aa; 5a·3; 3/5ab; -a²; 0,3a·(-b). 1)Назовите одночлены, записанные в стандартном виде 3/5ab; -a² 2)Приведите остальные одночлены к стандартному виду -1,2aa = -1,2a² 5a·3=15a 0,3a·(-b)=-0,3ab 4)Упростить выражение (2xy⁵)³ · (-0,5x⁴y) = 8x³y¹⁵·(-0,5x⁴y)= -4x⁷y¹⁶ 3)Укажите подобные одночлены -1,2a² и -a²; 3/5ab и -0,3ab

  • Слайд 3

    Понятие многочлена Задача. Катя купила в магазине cкниг по 52 рубля за штуку и k тетрадей по 11 рублей за штуку. Сколько денег она заплатила за всю покупку? Решение. с книг по 52 рубля стоят 52с рублей; k тетрадей по 11 рублей стоят 11k рублей. Значит, за всю покупку Катя заплатит 52c +11k рублей. Ответ:52c+11k рублей.

  • Слайд 4

    Для того, чтобы решить эту задачу, надо найти значение выражения 52c+11k. Каждое слагаемое этой суммы является одночленом, а полученная сумма одночленов в алгебре называется многочленом (многий, многочисленный, полином). Примеры: 1) 3yx⁷-xy; 2) -0,3a²b + b - ab; 3) -7c³- c² + c + 1; 4) cbc + 2ccb - 2.

  • Слайд 5

    Каждый многочлен может быть записан в стандартном виде. Для этого , надо ,входящие в его запись одночлены, представить в стандартном виде и привести подобные слагаемые. Например: cbc+2ccb-2 =c²b+2c²b-2 = 3c²b-2.

  • Слайд 6

    Попробуйте самостоятельно 1.Какие из выражений являются многочленами? 1)3x-1; 2) ; 3) ; 4) -z⁵+zc-2c. 2.Привести к стандартному виду многочлены: 1)3,2hhh-1,3+h²h; 2) -11m³n²+n²m³+11m³n²; 3) 5ck·2c – 3c²k·(-3) + 0,1kc.

  • Слайд 7

    Проверьте себя 1. 1; 3; 4. 2. 1) 4,2h³ - 1,3; 2) m³n²; 3) 14c²k + 0,1ck.

  • Слайд 8

    Обозначение многочленов Многочлены принято обозначать буквой pили P (от греческого слова polys– полином). В обозначение включают и переменные, входящие в состав многочлена. Примеры: 1) p(x) = -3x³ + 3x² - 5; читают «пэот икс» 2) p(c,b) = 5,6cb + c⁴ – 3b; читают «пэ от цэ, бэ».

  • Слайд 9

    Значение многочлена Дан многочлен p(y)=3y² - 5y + 1. Вычислить p(1), p(-2), p(0). Решение. p(1) = 3·1² - 5·1 + 1 = -1; p(-2) = 3·(-2)² - 5·(-2) + 1 = 23; p(0) = 3·0² - 5·0 + 1 = 1. Дан многочлен p(c, z) = c² + cz. Вычислить p(-1;2). Решение. p(-1;2) = (-1)²+(-1)·2= -1

  • Слайд 10

    Попробуйте самостоятельно 1.P(x) = -9x + 2. Найти P(0,4). 2.P(g, t) = 5g⁴ - gt – 2. Найти P(-1; 1). 3.P(a, b, c) = 0,1abc + cb². Найти P(-2, 1, 10).

  • Слайд 11

    Проверьте себя -1,6; 4; 3. 8.

Посмотреть все слайды

Конспект

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Конспект урока по математике

НА ТЕМУ:

Выполнила: студентка 5 курса группы МДИ-108

физико-математического факультета МордГПИ им. М.Е.Евсевьева

Косырева Татьяна Николаевна

Саранск 2012

Тема урока: «Синус, косинус и тангенс угла».

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 9.

Цель урока:

- образовательная: ввести понятия синуса, косинуса и тангенса угла, актуализировать знания о синусе, косинусе и тангенсе угла в прямоугольном треугольнике, ознакомить с основным тригонометрическим тождеством, формулами приведения и формулой для нахождения координат точки, научить применять их при решении задач;

- развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, самостоятельности;

- воспитательная: воспитание дисциплины, наблюдательности, аккуратности, чувства ответственности.

Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный метод.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.

Используемые источники:

1) Атанасян, Л. С. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 20-е изд. –М. : Просвещение, 2012. – 384 с. : ил.;

2) Саранцев, Г. И. «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. педвузов и университетов» / Г. И. Саранцев. – М. : Просвещение, 2002. – 224 с.;

3) Внеклассный урок – http://raal100.narod2.ru/geometriya/sinus_kosinus_tangens/

4) Тригонометрическая таблица – http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2012/08/Таблица–значений–тригонометрических–функций.gif;

5) Таблица и рисунок «Знаки тригонометрических функций» – http://www.dpva.info/Guide/GuideMathematics/GuideMathematicsFiguresTables/TrygynometricsSigns/

План урока:

Орг. момент (2 мин);

Актуализация знаний (5 мин);

Изучение нового материала (22 мин);

Первичное закрепление нового материла (13 мин);

Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, подготавливает помещение к уроку и отмечает отсутствующих.

Актуализация знаний.

Учитель: сегодня мы приступаем к изучению новой главы «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» и первой темой в данной главе будет «Синус, косинус и тангенс угла». Запишите в тетрадях число и тему урока (слайд 1).

Запись в тетрадях:

Число. Тема урока: Синус, косинус и тангенс угла.

Учитель: но прежде, чем перейти к изучению этой темы, повторим с вами пройденный материл.

– что называют синусом острого угла?

Ученик: синус острого угла α прямоугольного треугольника – это отношение противолежащего катета к гипотенузе. 

Учитель: что называют косинусом острого угла?

Ученик: Косинус острого угла α прямоугольного треугольника – это отношение прилежащего катета к гипотенузе. 

Учитель: что такое тангенс острого угла?

Ученик: Тангенс острого угла α – это отношение противолежащего катета к прилежащему катету.

Учитель: теперь решите следующий пример (слайд 2).

1. Пусть в прямоугольном треугольнике АВС АВ = 6, ВС = 3, угол А = 30º.

Выясним синус угла А и косинус угла В.

http://raal100.narod2.ru/geometriya/sinus_kosinus_tangens/sin_i_cos_v_treugolnike.png?rand=137614985071788

Вариант 1 находит значение синуса угла А, вариант 2 находит косинус угла В.

(ученики самостоятельно решают в тетрадях)

Решение

1) Сначала находим величину угла В. Тут все просто: так как в прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90º, то угол В = 60º:

В = 90º – 30º = 60º.

2) Вычислим sin A. Мы знаем, что синус равен отношению противолежащего катета к гипотенузе. Для угла А противолежащим катетом является сторона ВС. Итак:

      sin A = = = .

3) Теперь вычислим cos B. Мы знаем, что косинус равен отношению прилежащего катета к гипотенузе. Для угла В прилежащим катетом является все та же сторона ВС. Это значит, что нам снова надо разделить ВС на АВ – то есть совершить те же действия, что и при вычислении синуса угла А:

      cos B = = = .

В итоге получается:

sin A = cos B = .

Или:

sin 30º = cos 60º = .

3. Изучение нового материала

Учитель: мы вспомнили, что является синусом, косинусом и тангенсом угла в прямоугольном треугольнике. Теперь мы познакомимся с этими понятиями в независимости от фигуры, в которой они находятся.

Введем прямоугольную систему координат Оху и построим полуокружность радиуса 1 с центром в начале координат, расположенную в первом и втором квадрантах. Данная полуокружность называется единичной (см. рис. 290 в учебнике). Запишите определение с экрана и сделайте рисунок. (слайд 3)

Запись в тетрадях:

Полуокружность называется единичной, если ее центр находится в начале координат, а радиус равен 1.

Учитель: из точки О проведем луч h , пересекающий единичную полуокружность в точке М (х;у). обозначит буквой угол между лучом h и положительной полуосью абсцисс. Если луч h совпадает с положительной полуосью абсцисс, то будем считать, что = 0 .

Если угол острый, то из прямоугольного треугольника DOM имеем, sin = , a cos = .

Но OM = 1, MD это ордината, OD - абсцисса, поэтому sin ордината у точки М, cos это абсцисса х точки М.

Запись на доске и в тетрадях:

Если угол острый, то из прямоугольного треугольника DOM имеем,

sin = , a cos = .

Но OM = 1, MD = y, OD = x,

поэтому sin = y, cos = x. (1)

Учитель: Так как из прямоугольного треугольника DOM тангенс - это отношение противолежащего катета к прилежащему tg = , то тангенс будет равен отношению синуса угла к косинусу угла tg = . Существует еще функция, обратная тангенсу - катангенс, и он равен отношению косинуса угла к синусу ctg = .

Итак, синус острого угла равен ординате у точки М, а косинус угла - абсциссе х точки М. Запишите со слайда информацию в тетради (слайд 4).

Запись на доске и в тетрадях:

Т.к. tg = , то tg = , ctg = .

Учитель: если угол прямой, тупой или развернутый, это углы AOC, AON и AOB на рисунке 290 учебника, или = 0 , то синус и косинус угла также определим по формулам (1).

Таким образом, для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180 синусом угла называется ордината у точки М, косинусом угла - абсцисса х точки М.

Так как координаты (х; у) точек единичной полуокружности заключены в промежутках 0 ≤ у ≤ 1, - 1 ≤ х ≤ 1, то для любого из промежутка 0 ≤ ≤ 180 справедливы неравенства:

0 ≤ sin ≤ 1, - 1≤ cos ≤ 1 (слайд 5). Запишите это в тетради.

Запись в тетрадях:

Т.к. 0 ≤ у ≤ 1, - 1 ≤ х ≤ 1, то для любого из промежутка 0 ≤ ≤ 180

0 ≤ sin ≤ 1, - 1≤ cos ≤ 1.

Учитель: а теперь найдем значения синуса и косинуса для углов 0, 90 и 180. Для этого рассмотрим лучи OA, OC и OB, соответствующие этим углам (см.рис.290). Так как точки А, С и B имеют координаты А (1; 0), С (0; 1), В (-1; 0), то

Sin 0 = 0, sin 90 = 1, sin 180 = 0, cos 0 = 1, cos 90 = 0, cos 180 = - 1. (2) (слайд 6) Запишите в тетради.

Запись в тетрадях:

Sin 0 = 0, sin 90 = 1, sin 180 = 0, cos 0 = 1, cos 90 = 0, cos 180 = - 1

Учитель: так как tg = , то при = 90 тангенс угла не определен, так как cos 90 = 0 знаменатель обращается в нуль. Катангенс угла ctg = не определен при = 0 , = 180 , так как знаменатель sin 0 = 0, sin 180 = 0 обращается в нуль. Используя формулы (2), находим:

tg 0 = 0, tg 180 = 0.

ctg 90 = 0.

Запишите это в тетради. (слайд 7)

Запись в тетрадях:

Т.к. tg = , то при = 90 тангенс угла не определен.

tg 0 = 0, tg 180 = 0,

т.к. ctg = , то при = 0 , = 180 катангенс угла не определен

ctg 90 = 0.

Учитель: кроме этих значений при решении задач вам понадобятся и другие значения синуса, косинуса, тангенса и катангенса при различных угла . Сделайте себе в тетради небольшую тригонометрическую таблицу значений синуса, косинуса, тангенса и катангенса (слайд 8).

Запись в тетрадях:

http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9.gif

Учитель: теперь мы познакомимся с вами с основным тригонометрическим тождеством. Запишите заголовок в тетради.

Запись в тетрадях:

Основное тригонометрическое тождество.

Учитель: на рисунке 290 учебника изображены система координат Оху и полуокружность АСВ с центром О. Эта полуокружность является дугой окружности, уравнение которой имеет вид х2 + у2 = 1. Подставив сюда выражения для х и у из формул sin = x, cos = y, получим равенство

sin2 + cos2 = 1, (4)

Которое выполняется для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180. Равенство (4) называется основным тригонометрическим тождеством. В VIII классе оно было доказано для острых углов. Запишите в тетради информацию со слайда. (слайд 9)

Запись в тетрадях:

Для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180 верно

sin2 + cos2 = 1 - основное тригонометрическое тождество.

Учитель: теперь определим знаки синуса, косинуса и тангенса в разных четвертях.

Знаки синуса.

Так как sin = , то знак синуса зависит от знака у. В первой и второй четвертях у > 0, в третьей и четвертой у > 0. Значит синус больше нуля, если угол находится в первой ил второй четверти, и синус меньше нуля, если угол находится в третьей ил четвертой четверти. Запишите эту информацию в тетради со слайда (слайд 10)

Запись в тетрадях:

т.к. sin = ,

I , II ч - sin > 0, III, IV ч - sin < 0

Учитель: знаки косинуса. Так как cos = , то знак косинуса зависит то знака х. тогда в первой и четвертой четвертях х > 0, а во второй и третьей четвертях x < 0. Следовательно: косинус больше нуля, если угол находится в первой или четвертой четверти, и косинус является меньше нуля, если угол находится во второй или третьей четверти. Запишите это в тетради со слайда.

Запись в тетрадях:

Так как cos =

I , IV ч - cos > 0, II, III ч - cos < 0

Учитель: знаки тангенса и катангенса.

Так как tg = , а ctg = , то знаки tg и ctg зависят от знаков x и y. В 1 и 3 четвертях x и y имеют одинаковые знаки, а во 2 и 4 разные. Значит: tg > 0 и ctg > 0, если угол является углом 1 или 3 четверти; tg < 0 и ctg < 0, если угол является углом 2 или 4 четверти. Запишите в тетради, и перенесите в таблицу.

Запись в тетрадях:

tg =

I , III ч - tg > 0, II, IV ч - tg < 0

ctg =

I , III ч - ctg > 0, II, IV ч - ctg < 0.

Учитель: кроме основное тригонометрического тождества справедливы также следующие тождества, которые являются формулами приведения. Запишите их в тетради. (слайд 11)

sin (90 - ) = cos

cos (90 - ) = sin (5) при 0 ≤ ≤ 90,

sin (180 - )= sin

cos (180 - ) = - cos (6) при 0 ≤ ≤ 180 .

Запись в тетрадях:

Формулы приведения.

sin (90 - ) = cos

cos (90 - ) = sin (5) при 0 ≤ ≤ 90,

sin (180 - )= sin

cos (180 - ) = - cos (6) при 0 ≤ ≤ 180 .

Учитель: и последнее, что мы сегодня с вами рассмотрим, это формулы для вычисления координат точки, сделайте в тетрадях следующий заголовок: формулы для вычисления координат точки. (слайд 12)

Запись в тетрадях:

Формулы для вычисления координат точки.

Учитель: итак, пусть задана система координат Оху и дана произвольная точка А(х;у) с неотрицательной ординатой у (см.рис. 291 учебника).

Выразим координаты точки А через длину отрезка ОА и угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох. Для этого обозначим буквой М точку пересечения луча ОА с единичной полуокружностью. По формулам sin = y, cos = x координаты точки М соответственно равны cos и sin . Вектор имеет те же координаты, что и точка М, т.е. (cos ; sin ). Вектор имеет те же координаты, что и точка А, т.е. (х; у). По лемме о коллинеарных векторах = ОА ∙ , поэтому

x = ОА ∙ cos ,

y = OA ∙ sin . (7)

Запишите все в тетрадь со слайда.

Запись в тетрадях:

sin = y, cos = x

М(cos ; sin ), (cos ; sin ), (х; у).

По лемме о коллинеарных векторах = ОА ∙ , поэтому

x = ОА ∙ cos ,

y = OA ∙ sin . (7)

4. Закрепление изученного материала

Учитель: а теперь закрепим изученный материал при решении следующих номеров задач: №№ 1012, 1013, 1015.

К доске вызываются ученики.

Учитель: № 1012. Проверьте, что точки М1(0; 1), М2 ( ; ), М3 ( ; ), М4 (-; ), А(1; 0), В(- 1; 0) лежат на единичной полуокружности. Выпишите значения синуса, косинуса и тангенса углов АОМ1, АОМ2, АОМ3, АОМ4, АОВ.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 1012.

Дано: М1(0; 1), М2 ( ; ), М3 ( ; ), М4 (-; ), А(1; 0), В(- 1; 0)

Найти: sin, cos, tg углов: АОМ1, АОМ2, АОМ3, АОМ4, АОВ

Ученик: чтобы проверить, принадлежат ли точки единичной полуокружности, мы должны координаты точек подставить в уравнение окружности х2 + у2 = 1.

Запись на доске и в тетрадях:

М1 (0; 1), 02 + 12 = 0 +1 = 1, следовательно М1 Окр (0; 1).

М2 ( ; ), + = 1, + = 1, 1 = 1, следовательно М2 Окр (0; 1).

М3 ( ; ), + = 1, + = 1, 1 = 1, следовательно М3 Окр (0; 1).

М4 (-; ), + = 1, + = 1, 1 = 1, следовательно М4 Окр (0; 1).

А(1; 0), 1 2 + 02 = 1 = 1, следовательно А Окр (0; 1).

В(- 1; 0), (-1)2 + 02 = 1 = 1, следовательно В Окр (0; 1).

Ученик: найдем значения синуса, косинуса и тангенса углов АОМ1, АОМ2, АОМ3, АОМ4, АОВ. Так как синус - это ордината точки, косинус - это абсцисса точки, а косинус, это отношению синуса к косинусу, находим их значение.

Находим синус, косинус и тангенс угла АОМ1.

Запись на доске и в тетрадях:

Т.к. sin = y, cos = x, tg =

sinАОМ1= 1, cosАОМ1 = 0.

sinАОМ2 = , cosАОМ2 = , tg АОМ2 = .

sinАОМ3 = , cosАОМ3 = , tg АОМ3 = 1.

sinАОМ4 = , cosАОМ4 =, tg АОМ4 = .

sinАОВ = , cosАОВ =, tg АОВ = .

Учитель: теперь разберем номер 1013 (а, б). Найдите синус угла , если известнее косинус.

К доске вызывается ученик.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 1013 (а, б)

Дано: а) cos = .

б) cos = .

Найти: sin

Ученик: чтобы найти синус угла, используем основное тригонометрическое тождество и выразим синус через косинус.

Запись на доске и в тетрадях:

sin2 + cos2 = 1

a) sin2 = 1 - cos2 ;

sin2 = 1 - = 1 - = ;

sin2 =

Ученик: так как точка находится в первой четверти, синус положителен, следовательно равен .

Запись на доске и в тетрадях:

Так как находится в 1 ч., то sin > 0,

sin =

б) sin2 = 1 - = 1 - = ;

Ученик: так как угол находится во 2 ч., то sin > 0

Запись на доске и в тетрадях:

Так как находится во 2 ч., то sin > 0,

sin = .

Учитель: теперь решите номер 1015(а, в), где необходимо найти тангенс угла .

К доске вызывается ученик.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 1015 (а, в)

Дано: а) cos = 1;

в) sin = и 0 < < 90.

Ученик: так как тангенс - это отношение синуса угла к косинусу угла, нам необходимо под а) найти синус угла, а под б) косинус угла. Используем основное тригонометрическое тождество.

Запись на доске и в тетрадях:

a) tg = ,

sin2 + cos2 = 1;

sin2 = 1 - cos2 ;

sin2 = 1 - = 1 - = 0; sin = 0.

tg = = = 1.

в) sin2 + cos2 = 1;

cos2 = 1 - sin2 ;

cos2 = 1 - = 1 - = ;

т.к. 0 < < 90 , cos > 0, cos = .

tg = = 1.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание

Учитель: итак, сегодня на уроке мы изучили синус, косинус и тангенс угла. Теперь ответьте на следующие вопросы:

Что называется синусом угла?

Ученик: синус острого угла равен ординате у точки.

Учитель: что называется косинусом угла?

Ученик: косинус острого угла равен абсциссе х точки

Учитель: что такое тангенс угла?

Ученик: тангенс - это отношение синуса угла к косинусу угла, отношение ординаты точки к абсциссе.

Учитель: А что такое катангенс угла?

Ученик: катангенс - это отношение косинуса угла у синусу.

Учитель: какое основное тригонометрическое тождество вы знаете?

Ученик: sin2 + cos2 = 1 является основным тригонометрическим тождеством.

Учитель: какие есть формулы для вычисления координат точки?

Ученик: x = ОА ∙ cos , y = OA ∙ sin .

Учитель: а как определить знаки синуса или косинуса?

Ученик: нужно определить, в какой четверти лежит точка с заданными координатами, или данный угол .

Учитель: решение задач по пройденной теме мы продолжим еще на следующем уроке, а сейчас запишите задание на дом: §1, пп. 93 - 95, №№ 1014, 1015 (б, г). (слайд 13)

Запись на доске и в тетрадях:

Д/з: §1, пп. 93 - 95, №№ 1014, 1015 (б, г)

Учитель: урок окончен. До свидания.

Решение домашней работы.

№ 1014.

Дано: а) sin = ;

б) sin = ;

в) sin = .

Найти: cos .

Решение.

а) Выразим cos из основного тригонометрического тождества sin2 + cos2 = 1.

cos2 = 1 - sin2 ;

cos2 = 1 - = 1 - = ;

cos = ± .

б) Аналогично:

cos2 = 1 - = 1 - = ;

cos = ±.

в) cos2 = 1 - 0 = 1

cos = ± 1.

№ 1015(б, г).

Дано: б) cos = - ;

г) sin = и 90 < < 180 .

Найти: tg .

Решение.

б) tg = ,

sin2 + cos2 = 1;

sin2 = 1 - cos2 ;

sin2 = 1 - = 1 - = ,

sin = ± .

tg = = = .

г) cos2 = 1 - sin2 ;

cos2 = 1 - = 1 - =

т.к. 90 < < 180 , то sin > 0, sin = ,

tg = = = .

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»

Конспект урока по математике

НА ТЕМУ:

Выполнила: студентка 5 курса группы МДИ-108

физико-математического факультета МордГПИ им. М.Е.Евсевьева

Косырева Татьяна Николаевна

Саранск 2012

Тема урока: «Синус, косинус и тангенс угла».

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 9.

Цель урока:

- образовательная: ввести понятия синуса, косинуса и тангенса угла, актуализировать знания о синусе, косинусе и тангенсе угла в прямоугольном треугольнике, ознакомить с основным тригонометрическим тождеством, формулами приведения и формулой для нахождения координат точки, научить применять их при решении задач;

- развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, самостоятельности;

- воспитательная: воспитание дисциплины, наблюдательности, аккуратности, чувства ответственности.

Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный метод.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация.

Используемые источники:

1) Атанасян, Л. С. Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – 20-е изд. –М. : Просвещение, 2012. – 384 с. : ил.;

2) Саранцев, Г. И. «Методика обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов мат. спец. педвузов и университетов» / Г. И. Саранцев. – М. : Просвещение, 2002. – 224 с.;

3) Внеклассный урок – http://raal100.narod2.ru/geometriya/sinus_kosinus_tangens/

4) Тригонометрическая таблица – http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2012/08/Таблица–значений–тригонометрических–функций.gif;

5) Таблица и рисунок «Знаки тригонометрических функций» – http://www.dpva.info/Guide/GuideMathematics/GuideMathematicsFiguresTables/TrygynometricsSigns/

План урока:

Орг. момент (2 мин);

Актуализация знаний (5 мин);

Изучение нового материала (22 мин);

Первичное закрепление нового материла (13 мин);

Подведение итогов урока и домашнее задание (3 мин).

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, подготавливает помещение к уроку и отмечает отсутствующих.

Актуализация знаний.

Учитель: сегодня мы приступаем к изучению новой главы «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» и первой темой в данной главе будет «Синус, косинус и тангенс угла». Запишите в тетрадях число и тему урока (слайд 1).

Запись в тетрадях:

Число. Тема урока: Синус, косинус и тангенс угла.

Учитель: но прежде, чем перейти к изучению этой темы, повторим с вами пройденный материл.

– что называют синусом острого угла?

Ученик: синус острого угла α прямоугольного треугольника – это отношение противолежащего катета к гипотенузе. 

Учитель: что называют косинусом острого угла?

Ученик: Косинус острого угла α прямоугольного треугольника – это отношение прилежащего катета к гипотенузе. 

Учитель: что такое тангенс острого угла?

Ученик: Тангенс острого угла α – это отношение противолежащего катета к прилежащему катету.

Учитель: теперь решите следующий пример (слайд 2).

1. Пусть в прямоугольном треугольнике АВС АВ = 6, ВС = 3, угол А = 30º.

Выясним синус угла А и косинус угла В.

http://raal100.narod2.ru/geometriya/sinus_kosinus_tangens/sin_i_cos_v_treugolnike.png?rand=137614985071788

Вариант 1 находит значение синуса угла А, вариант 2 находит косинус угла В.

(ученики самостоятельно решают в тетрадях)

Решение

1) Сначала находим величину угла В. Тут все просто: так как в прямоугольном треугольнике сумма острых углов равна 90º, то угол В = 60º:

В = 90º – 30º = 60º.

2) Вычислим sin A. Мы знаем, что синус равен отношению противолежащего катета к гипотенузе. Для угла А противолежащим катетом является сторона ВС. Итак:

      sin A = = = .

3) Теперь вычислим cos B. Мы знаем, что косинус равен отношению прилежащего катета к гипотенузе. Для угла В прилежащим катетом является все та же сторона ВС. Это значит, что нам снова надо разделить ВС на АВ – то есть совершить те же действия, что и при вычислении синуса угла А:

      cos B = = = .

В итоге получается:

sin A = cos B = .

Или:

sin 30º = cos 60º = .

3. Изучение нового материала

Учитель: мы вспомнили, что является синусом, косинусом и тангенсом угла в прямоугольном треугольнике. Теперь мы познакомимся с этими понятиями в независимости от фигуры, в которой они находятся.

Введем прямоугольную систему координат Оху и построим полуокружность радиуса 1 с центром в начале координат, расположенную в первом и втором квадрантах. Данная полуокружность называется единичной (см. рис. 290 в учебнике). Запишите определение с экрана и сделайте рисунок. (слайд 3)

Запись в тетрадях:

Полуокружность называется единичной, если ее центр находится в начале координат, а радиус равен 1.

Учитель: из точки О проведем луч h , пересекающий единичную полуокружность в точке М (х;у). обозначит буквой угол между лучом h и положительной полуосью абсцисс. Если луч h совпадает с положительной полуосью абсцисс, то будем считать, что = 0 .

Если угол острый, то из прямоугольного треугольника DOM имеем, sin = , a cos = .

Но OM = 1, MD это ордината, OD - абсцисса, поэтому sin ордината у точки М, cos это абсцисса х точки М.

Запись на доске и в тетрадях:

Если угол острый, то из прямоугольного треугольника DOM имеем,

sin = , a cos = .

Но OM = 1, MD = y, OD = x,

поэтому sin = y, cos = x. (1)

Учитель: Так как из прямоугольного треугольника DOM тангенс - это отношение противолежащего катета к прилежащему tg = , то тангенс будет равен отношению синуса угла к косинусу угла tg = . Существует еще функция, обратная тангенсу - катангенс, и он равен отношению косинуса угла к синусу ctg = .

Итак, синус острого угла равен ординате у точки М, а косинус угла - абсциссе х точки М. Запишите со слайда информацию в тетради (слайд 4).

Запись на доске и в тетрадях:

Т.к. tg = , то tg = , ctg = .

Учитель: если угол прямой, тупой или развернутый, это углы AOC, AON и AOB на рисунке 290 учебника, или = 0 , то синус и косинус угла также определим по формулам (1).

Таким образом, для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180 синусом угла называется ордината у точки М, косинусом угла - абсцисса х точки М.

Так как координаты (х; у) точек единичной полуокружности заключены в промежутках 0 ≤ у ≤ 1, - 1 ≤ х ≤ 1, то для любого из промежутка 0 ≤ ≤ 180 справедливы неравенства:

0 ≤ sin ≤ 1, - 1≤ cos ≤ 1 (слайд 5). Запишите это в тетради.

Запись в тетрадях:

Т.к. 0 ≤ у ≤ 1, - 1 ≤ х ≤ 1, то для любого из промежутка 0 ≤ ≤ 180

0 ≤ sin ≤ 1, - 1≤ cos ≤ 1.

Учитель: а теперь найдем значения синуса и косинуса для углов 0, 90 и 180. Для этого рассмотрим лучи OA, OC и OB, соответствующие этим углам (см.рис.290). Так как точки А, С и B имеют координаты А (1; 0), С (0; 1), В (-1; 0), то

Sin 0 = 0, sin 90 = 1, sin 180 = 0, cos 0 = 1, cos 90 = 0, cos 180 = - 1. (2) (слайд 6) Запишите в тетради.

Запись в тетрадях:

Sin 0 = 0, sin 90 = 1, sin 180 = 0, cos 0 = 1, cos 90 = 0, cos 180 = - 1

Учитель: так как tg = , то при = 90 тангенс угла не определен, так как cos 90 = 0 знаменатель обращается в нуль. Катангенс угла ctg = не определен при = 0 , = 180 , так как знаменатель sin 0 = 0, sin 180 = 0 обращается в нуль. Используя формулы (2), находим:

tg 0 = 0, tg 180 = 0.

ctg 90 = 0.

Запишите это в тетради. (слайд 7)

Запись в тетрадях:

Т.к. tg = , то при = 90 тангенс угла не определен.

tg 0 = 0, tg 180 = 0,

т.к. ctg = , то при = 0 , = 180 катангенс угла не определен

ctg 90 = 0.

Учитель: кроме этих значений при решении задач вам понадобятся и другие значения синуса, косинуса, тангенса и катангенса при различных угла . Сделайте себе в тетради небольшую тригонометрическую таблицу значений синуса, косинуса, тангенса и катангенса (слайд 8).

Запись в тетрадях:

http://www.ankolpakov.ru/wp-content/uploads/2012/08/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B9.gif

Учитель: теперь мы познакомимся с вами с основным тригонометрическим тождеством. Запишите заголовок в тетради.

Запись в тетрадях:

Основное тригонометрическое тождество.

Учитель: на рисунке 290 учебника изображены система координат Оху и полуокружность АСВ с центром О. Эта полуокружность является дугой окружности, уравнение которой имеет вид х2 + у2 = 1. Подставив сюда выражения для х и у из формул sin = x, cos = y, получим равенство

sin2 + cos2 = 1, (4)

Которое выполняется для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180. Равенство (4) называется основным тригонометрическим тождеством. В VIII классе оно было доказано для острых углов. Запишите в тетради информацию со слайда. (слайд 9)

Запись в тетрадях:

Для любого угла из промежутка 0 ≤ ≤ 180 верно

sin2 + cos2 = 1 - основное тригонометрическое тождество.

Учитель: теперь определим знаки синуса, косинуса и тангенса в разных четвертях.

Знаки синуса.

Так как sin = , то знак синуса зависит от знака у. В первой и второй четвертях у > 0, в третьей и четвертой у > 0. Значит синус больше нуля, если угол находится в первой ил второй четверти, и синус меньше нуля, если угол находится в третьей ил четвертой четверти. Запишите эту информацию в тетради со слайда (слайд 10)

Запись в тетрадях:

т.к. sin = ,

I , II ч - sin > 0, III, IV ч - sin < 0

Учитель: знаки косинуса. Так как cos = , то знак косинуса зависит то знака х. тогда в первой и четвертой четвертях х > 0, а во второй и третьей четвертях x < 0. Следовательно: косинус больше нуля, если угол находится в первой или четвертой четверти, и косинус является меньше нуля, если угол находится во второй или третьей четверти. Запишите это в тетради со слайда.

Запись в тетрадях:

Так как cos =

I , IV ч - cos > 0, II, III ч - cos < 0

Учитель: знаки тангенса и катангенса.

Так как tg = , а ctg = , то знаки tg и ctg зависят от знаков x и y. В 1 и 3 четвертях x и y имеют одинаковые знаки, а во 2 и 4 разные. Значит: tg > 0 и ctg > 0, если угол является углом 1 или 3 четверти; tg < 0 и ctg < 0, если угол является углом 2 или 4 четверти. Запишите в тетради, и перенесите в таблицу.

Запись в тетрадях:

tg =

I , III ч - tg > 0, II, IV ч - tg < 0

ctg =

I , III ч - ctg > 0, II, IV ч - ctg < 0.

Учитель: кроме основное тригонометрического тождества справедливы также следующие тождества, которые являются формулами приведения. Запишите их в тетради. (слайд 11)

sin (90 - ) = cos

cos (90 - ) = sin (5) при 0 ≤ ≤ 90,

sin (180 - )= sin

cos (180 - ) = - cos (6) при 0 ≤ ≤ 180 .

Запись в тетрадях:

Формулы приведения.

sin (90 - ) = cos

cos (90 - ) = sin (5) при 0 ≤ ≤ 90,

sin (180 - )= sin

cos (180 - ) = - cos (6) при 0 ≤ ≤ 180 .

Учитель: и последнее, что мы сегодня с вами рассмотрим, это формулы для вычисления координат точки, сделайте в тетрадях следующий заголовок: формулы для вычисления координат точки. (слайд 12)

Запись в тетрадях:

Формулы для вычисления координат точки.

Учитель: итак, пусть задана система координат Оху и дана произвольная точка А(х;у) с неотрицательной ординатой у (см.рис. 291 учебника).

Выразим координаты точки А через длину отрезка ОА и угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох. Для этого обозначим буквой М точку пересечения луча ОА с единичной полуокружностью. По формулам sin = y, cos = x координаты точки М соответственно равны cos и sin . Вектор имеет те же координаты, что и точка М, т.е. (cos ; sin ). Вектор имеет те же координаты, что и точка А, т.е. (х; у). По лемме о коллинеарных векторах = ОА ∙ , поэтому

x = ОА ∙ cos ,

y = OA ∙ sin . (7)

Запишите все в тетрадь со слайда.

Запись в тетрадях:

sin = y, cos = x

М(cos ; sin ), (cos ; sin ), (х; у).

По лемме о коллинеарных векторах = ОА ∙ , поэтому

x = ОА ∙ cos ,

y = OA ∙ sin . (7)

4. Закрепление изученного материала

Учитель: а теперь закрепим изученный материал при решении следующих номеров задач: №№ 1012, 1013, 1015.

К доске вызываются ученики.

Учитель: № 1012. Проверьте, что точки М1(0; 1), М2 ( ; ), М3 ( ; ), М4 (-; ), А(1; 0), В(- 1; 0) лежат на единичной полуокружности. Выпишите значения синуса, косинуса и тангенса углов АОМ1, АОМ2, АОМ3, АОМ4, АОВ.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 1012.

Дано: М1(0; 1), М2 ( ; ), М3 ( ; ), М4 (-; ), А(1; 0), В(- 1; 0)

Найти: sin, cos, tg углов: АОМ1, АОМ2, АОМ3, АОМ4, АОВ

Ученик: чтобы проверить, принадлежат ли точки единичной полуокружности, мы должны координаты точек подставить в уравнение окружности х2 + у2 = 1.

Запись на доске и в тетрадях:

М1 (0; 1), 02 + 12 = 0 +1 = 1, следовательно М1 Окр (0; 1).

М2 ( ; ), + = 1, + = 1, 1 = 1, следовательно М2 Окр (0; 1).

М3 ( ; ), + = 1, + = 1, 1 = 1, следовательно М3 Окр (0; 1).

М4 (-; ), + = 1, + = 1, 1 = 1, следовательно М4 Окр (0; 1).

А(1; 0), 1 2 + 02 = 1 = 1, следовательно А Окр (0; 1).

В(- 1; 0), (-1)2 + 02 = 1 = 1, следовательно В Окр (0; 1).

Ученик: найдем значения синуса, косинуса и тангенса углов АОМ1, АОМ2, АОМ3, АОМ4, АОВ. Так как синус - это ордината точки, косинус - это абсцисса точки, а косинус, это отношению синуса к косинусу, находим их значение.

Находим синус, косинус и тангенс угла АОМ1.

Запись на доске и в тетрадях:

Т.к. sin = y, cos = x, tg =

sinАОМ1= 1, cosАОМ1 = 0.

sinАОМ2 = , cosАОМ2 = , tg АОМ2 = .

sinАОМ3 = , cosАОМ3 = , tg АОМ3 = 1.

sinАОМ4 = , cosАОМ4 =, tg АОМ4 = .

sinАОВ = , cosАОВ =, tg АОВ = .

Учитель: теперь разберем номер 1013 (а, б). Найдите синус угла , если известнее косинус.

К доске вызывается ученик.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 1013 (а, б)

Дано: а) cos = .

б) cos = .

Найти: sin

Ученик: чтобы найти синус угла, используем основное тригонометрическое тождество и выразим синус через косинус.

Запись на доске и в тетрадях:

sin2 + cos2 = 1

a) sin2 = 1 - cos2 ;

sin2 = 1 - = 1 - = ;

sin2 =

Ученик: так как точка находится в первой четверти, синус положителен, следовательно равен .

Запись на доске и в тетрадях:

Так как находится в 1 ч., то sin > 0,

sin =

б) sin2 = 1 - = 1 - = ;

Ученик: так как угол находится во 2 ч., то sin > 0

Запись на доске и в тетрадях:

Так как находится во 2 ч., то sin > 0,

sin = .

Учитель: теперь решите номер 1015(а, в), где необходимо найти тангенс угла .

К доске вызывается ученик.

Запись на доске и в тетрадях:

№ 1015 (а, в)

Дано: а) cos = 1;

в) sin = и 0 < < 90.

Ученик: так как тангенс - это отношение синуса угла к косинусу угла, нам необходимо под а) найти синус угла, а под б) косинус угла. Используем основное тригонометрическое тождество.

Запись на доске и в тетрадях:

a) tg = ,

sin2 + cos2 = 1;

sin2 = 1 - cos2 ;

sin2 = 1 - = 1 - = 0; sin = 0.

tg = = = 1.

в) sin2 + cos2 = 1;

cos2 = 1 - sin2 ;

cos2 = 1 - = 1 - = ;

т.к. 0 < < 90 , cos > 0, cos = .

tg = = 1.

5. Подведение итогов урока и домашнее задание

Учитель: итак, сегодня на уроке мы изучили синус, косинус и тангенс угла. Теперь ответьте на следующие вопросы:

Что называется синусом угла?

Ученик: синус острого угла равен ординате у точки.

Учитель: что называется косинусом угла?

Ученик: косинус острого угла равен абсциссе х точки

Учитель: что такое тангенс угла?

Ученик: тангенс - это отношение синуса угла к косинусу угла, отношение ординаты точки к абсциссе.

Учитель: А что такое катангенс угла?

Ученик: катангенс - это отношение косинуса угла у синусу.

Учитель: какое основное тригонометрическое тождество вы знаете?

Ученик: sin2 + cos2 = 1 является основным тригонометрическим тождеством.

Учитель: какие есть формулы для вычисления координат точки?

Ученик: x = ОА ∙ cos , y = OA ∙ sin .

Учитель: а как определить знаки синуса или косинуса?

Ученик: нужно определить, в какой четверти лежит точка с заданными координатами, или данный угол .

Учитель: решение задач по пройденной теме мы продолжим еще на следующем уроке, а сейчас запишите задание на дом: §1, пп. 93 - 95, №№ 1014, 1015 (б, г). (слайд 13)

Запись на доске и в тетрадях:

Д/з: §1, пп. 93 - 95, №№ 1014, 1015 (б, г)

Учитель: урок окончен. До свидания.

Решение домашней работы.

№ 1014.

Дано: а) sin = ;

б) sin = ;

в) sin = .

Найти: cos .

Решение.

а) Выразим cos из основного тригонометрического тождества sin2 + cos2 = 1.

cos2 = 1 - sin2 ;

cos2 = 1 - = 1 - = ;

cos = ± .

б) Аналогично:

cos2 = 1 - = 1 - = ;

cos = ±.

в) cos2 = 1 - 0 = 1

cos = ± 1.

№ 1015(б, г).

Дано: б) cos = - ;

г) sin = и 90 < < 180 .

Найти: tg .

Решение.

б) tg = ,

sin2 + cos2 = 1;

sin2 = 1 - cos2 ;

sin2 = 1 - = 1 - = ,

sin = ± .

tg = = = .

г) cos2 = 1 - sin2 ;

cos2 = 1 - = 1 - =

т.к. 90 < < 180 , то sin > 0, sin = ,

tg = = = .

Скачать конспект

Сообщить об ошибке