Содержание
-
ГДОУ ТО «Новомосковский детский сад для детей с ОВЗ»Интеллектуально-познавательный проект:«Развитие элементарных математических представлений с помощью логических блоков Дьенеша у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Автор: учитель-дефектолог первой квалификационной категории Варданян Евгения Фрунзиковна
-
Условия возникновения и становления проекта Проект создавался на базе государственного дошкольного образовательного учреждения Тульской области «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» Формирование проекта происходило в процессе работы с детьми младшей группы. Актуальность данной проблемы: в настоящее время в связи с интенсификацией учебного процесса в общеобразовательных школах увеличилось количество детей, имеющих трудности в обучении; на сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания и, как следствие, нарушения мышления. обеспечение равных стартовых возможностей выпускников ДОУ, при поступлении в общеобразовательную школу; Актуальность данногоисследования: обусловлена недостаточностью развития логического мышления у детей нашей группы и интересом педагогов группы к новым формам развития логического мышления у детей.
-
Инновационная направленность педагогического проекта заключается в следующем: использование технологий развивающего обучения (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности: области «Познание» и «Коммуникация»; формирование у детей свойств внимания и мышления через активное сотрудничество всех участников образовательного процесса; Цель проекта: формирование и развитие у детей группы компенсирующей направленности с ОВЗ элементарных математических представлений посредством использования технологий развивающего обучения (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера).
-
Задачи проекта: Разработка и внедрение системы по использованию блоков Дьенеша для развития элементарных математических способностей у дошкольников. Развитие умения у детей свободно общаться со взрослыми и сверстниками по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми. Создание необходимых условий для работы по данной проблеме – обогащение методического инструментария (изготовление карточек, таблиц). Заинтересовать родителей проблемой развития элементов логического мышления средствами развивающих игр (логических блоков Дьенеша) Способствовать проявлению исследовательской активности детей самостоятельных математических играх, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.
-
Новизна проекта. Новизна опыта состоит в создании системы математических занятий, на которых посредством блоков Дьенеша педагог развивает логическое мышление. Гипотеза проекта: так как логическое мышление в дошкольном возрасте преимущественно проявляется через отдельные структурные компоненты, то их целостное развитие возможно посредством логических игр блоков Дьенеша при условии соблюдения психолого - педагогических требований, обеспечивающих одновременное воздействие на эмоциональную, когнитивную, мотивационную сферы ребенка путем решения системы логических задач: овладение отдельными признаками предметов; проникновение внутрь предметной структуры; объединение воспринимаемых признаков предметов; словесный анализ признаков объекта; группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков.
-
Средства обучения. технические средства обучение: мультимедиа, использование видеоматериалов; наглядно-дидактический(демонстрационный и раздаточный материалы)
-
развивающая среда с подбором дидактических игр и упражнений: для самостоятельной деятельности; - Для совместной деятельности педагога и детей
-
методические пособия для дефектолога детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию внимания, мышления, памяти у детей в каждой возрастной группе; учебно-познавательные книги для родителей
-
Методы работы: наблюдение; беседы; практическая деятельность; проблемные ситуации. Формы работы: с детьми: Специально-организованная деятельность с использованием универсального дидактического материала; подгрупповая и индивидуальная работа; открытые занятия, выступления перед родителями и педагогами.
-
с родителями: Консультация о подборе развивающих игр для ребенка 4 -5 лет. Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку. Совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы. Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления. Разъяснительная и образовательная работа. с педагогами: Для педагогов дошкольного образовательного учреждения были предложены консультации, рекомендации по использованию универсального дидактического материала с целью развития логического мышления и познавательной активности дошкольников. Опыт работы по теме «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование на математических занятиях дидактического материала «Логические блоки Дьенеша » был представлен на педагогическом совещании ДОУ. совместное планирование самостоятельной игровой деятельности. разработана рабочая тетрадь и методические рекомендации к ней; практические рекомендации для проведения игр с данным материалом.
-
Этапы реализации проекта. I этап – подготовительный (август-сентябрь 2014г.) II этап – диагностический (сентябрь – октябрь 2014 .) IIIэтап – основной (октябрь 2014 – апрель 2015.) IV этап – итоговый (апрель – май 2015). I этап – подготовительный (август-сентябрь 2014) На первом этапе работы я изучила психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме. Далее мною было проведено анкетирование родителей, с целью выявления у них запросов по формированию внимания у детей как в ДОУ, так и дома.
-
II этап – диагностический (сентябрь – октябрь 2014) Целью данного этапа было выявление исходного уровня развития логического мышления и уровень сформированности знаний элементарных математических представлений у дошкольников. Для выявления уровня развития мыслительных операций мною использовались: Методики Л.А. Венгера «Самое непохожее» Методики Немова Р. С.- «Что здесь лишнее?» и «Нелепицы» Методика Е.Л.Агаева - "Четвертый лишний". III этап – основной (октябрь 2014 – апрель 2015) По результатам диагностической работы я разработала систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие логического мышления и формирование элементарных математических представлений.
-
IV-этап (итоговый) Результативность проекта. Из обработанных данных видна положительная динамика развития логического мышления у большинства детей, однако, у 3-х детей отмечен низкий уровень развития, т.к., дети имеют не только речевое нарушение. Цель проекта была достигнута. Проект показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для: ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером; развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию; развития познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения; развития творческих способностей.
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.