Содержание
-
Свойства степени с натуральными показателямиАлгебра 7 класс
Учитель математики Краузе Т.В.
-
Эпиграф урока
«Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь». М.В. Ломоносов
-
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, художник, историк, действительный член Академии наук и художеств, профессор химии.
-
Примеры использования степени в реальной действительности
S=a2 V=a3 В геометрии
-
В физике Закон всемирного тяготения
-
В астрономии Продолжительность обращения планет вокруг Солнца (и спутников вокруг планет) связанас расстояниями от центра обращения степенной зависимостью: отношение R3/T2 одинаково для всех планетарных орбит. Третий закон Кеплера
-
Электростатическое и магнитное взаимодействия, свет, звук ослабевают пропорционально второй степени расстояния
-
Инженер, производя расчёты на прочность, имеет дело с четвёртыми степенями, а при других вычислениях (например, диаметра паропровода) – –даже с шестой степенью.
-
Исследуя силу, с которой текучая вода увлекает камни, гидротехник наталкивается на зависимость также шестой степени.
-
Яркость нити накаливания в электрической лампочке растёт при белом калении с двенадцатой степенью температуры
-
а при красном – – с тридцатой степенью температуры
-
Ответы к заданиям блиц-опроса
I вариант 1 -1 108 15 7 II вариант 1 1 1010 23 6
-
Критерии оценивания
-
Составь формулу:
а) am•n б) m + n 1.am ∙anв) am: n 2. am : anг) m̶n 3. (am) nд) m•n е) a m ̶ n ж) a m+n Ответ: 1→ … , 2 →… , 3→… ж е а
-
Заполни пропуски
Правило 1. При умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают. Правило 2. При делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя делимого вычитают показатель делителя . Правило 3. При возведении степени в степень основание оставляют прежним, а показатели перемножают.
-
Представьте выражение в виде степени:
a9∙ a15= b30∙ b= c12∙ c ∙ c50= d5 ∙ d19∙ d ∙ d45= (a+b)6 ∙ (a+b)29 = (cd) ∙(cd)37 ∙ (cd)12 = a24 b31 c63 d70 (a+b)35 (cd)50
-
m25: m5= n63: n9 : n18= (p-q)72 :(p-q)8 :(p-q)= (rs)45 :(rs) :(rs)11= m20 n36 (p-q)63 (rs)33
-
(x7)8= ((x+y)15)6= ((uv)24)5= ((z2)3)5= x56 (x+y)90 (uv)120 z30
-
История развития понятия «степень»
У математиков не сразу сложилось представление о возведении в степень как о самостоятельной операции, хотя в самых древних математических текстах Древнего Египта и Междуречья встречаются задачи на вычисление степеней.
-
В III веке вышла книга греческого ученого Диофанта «Арифметика»
-
В своей знаменитой «Арифметике» Диофант Александрийский описывает первые натуральные степени чисел так: «Все числа… состоят из некоторого количества единиц; ясно, что они продолжаются, увеличиваясь до бесконечности. …среди них находятся: квадраты, получающиеся от умножения некоторого числа самого на себя; это же число называется стороной квадрата, затем кубы, получающиеся от умножения квадратов на их сторону, далее квадрато-квадраты — от умножения квадратов самих на себя, далее квадрато-кубы, получающиеся от умножения квадрата на куб его стороны, далее кубо-кубы — от умножения кубов самих на себя».
-
Символы, которые использовал Диофант для обозначения первых шести степеней неизвестного
x0 x1 x2 x3 x4 x5
-
Из практики решения более сложных алгебраических задач и оперирования со степенями возникла необходимость обобщения понятия степени и расширения его посредством введения в качестве показателя нуля, отрицательных и дробных чисел.
-
Николай Орем (1323–1382 гг.)
Дробные показатели степени и наиболее простые правила действий над степенями с дробными показателями встречаются у французского математика Николая Оремав его труде “Алгоризм пропорций”.
-
Никола Шюке (ХV век)
Французский математик и врач, бакалавр медицины, автор трактата по арифметике и алгебре «Наука о числе» (1484) (опубликованном только в 1848 г. в Лионе), смело ввёл не только нулевой, но и отрицательный показатель степени. Он писал его мелким шрифтом сверху и справа от коэффициента. Алгебраическая символика Шюке приближалась к современной, кроме того, у него впервые встречаются термины «биллион», «триллион», «квадриллион».
-
Немецкие математики Средневековья
стремились ввести единое обозначение и сократить число символов. Книга Михаэля Штифеля «Полная арифметика» (1544 г.) сыграла в этом значительную роль.
-
Михаэль Штифель (1487-1567)
немецкий математик, один из изобретателей логарифмов, дал определение a0=1 и ввел название «показатель» (это буквенный перевод немецкого Exponent), причём подробно анализировал и целые, и дробные показатели.
-
Франсуа Виет (1540-1603)
французский математик, основоположник символической алгебры, юрист по образованию и основной профессии, ввел буквы для обозначения не только переменных, но и их коэффициентов. Он применял сокращения: N, Q, C– для первой, второй и третьей степеней.
-
СимонСтевин (1548—1620)
нидерландский математик, механик и инженер, обозначал неизвестную величину кружком, внутри которого указывал показатели степени. Стевин предложил называть степени по их показателям - четвёртой, пятой и т.д. и отверг диофантовы составные выражения «квадрато-квадрат», «квадрато-куб»…
-
Альберт Жирар (1595-1632)
французский математик, живший и работавший в Нидерландах, в своей книге «Новое изобретение в алгебре» (1629) использует такую форму записи: (2)17 вместо 172 .
-
Рене Декарт (1596-1650)
(французский философ, математик, физик и физиолог) ввел в XVII веке современные обозначения степеней (a4, a5,…). Любопытно, что Декарт считал, что a∙a не занимает больше места, чем a2 и не пользовался этим обозначением при записи произведения двух одинаковых множителей.
-
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)
немецкий математик (физик, юрист, философ), применял знак a2, считая, что упор должен быть сделан на необходимость применения символики для всех записей произведений одинаковых множителей.
-
Современные определения и обозначения степени с нулевым, отрицательным и дробным показателем берут начало от работ английских математиков Джона Валлисаи Исаака Ньютона.
-
Джон Валлис, (Уоллис) (1616-1703)
английский математик, сын священника, феноменальный счётчик, не получивший однако никакого математического образования, занимаясь самостоятельно. Он впервые (в 1665 г.) подробно писал о целесообразности введения нулевого, отрицательных и дробных показателей и современных символов.
-
Исаак Ньютон (1643-1727)
английский физик, математик, механик и астроном, завершивший дело Джона Валлиса. Стал систематически применять новые символы, после чего они вошли в общий обиход.
-
Литература
Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIIIкл. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 240 с. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса / Б.Г.Зив, В.А. Гольдич. – 2003. – 136 с.: ил. Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2001. – 96 с. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – Д.: ВАП, 1994. – 200 с.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.