Содержание
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №96 комбинированного вида» Кировского и Московского района г.Казани.
Музыкально-ритмические движения в образовательной области «МУЗЫКА» Матяж Дина Мирзадзановна музыкальный руководитель первой квалификационной категории 2014г.
-
Актуальность:
Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формированияу дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Выдающиеся педагоги – Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина – считали, что ребенка следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий. Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально- ритмическим и танцевальным движениям. Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
-
Проблема:
В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой музыкального воспитания в ДОУ, который влияет на развитие творческих способностей старших дошкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей к творчеству, выступает обучение. Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения. Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями. Самостоятельно дошкольники этого сделать не могут. Требуется целенаправленное обучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения.
-
Вывод:
Обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству в условиях ДОУ, необходимо проводить с учетом разделения детей по их творческим способностям. Для повышения интереса к музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству также необходимо комбинировать формы, методы, способы и приемы обучения. Для решения этих проблем используется программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика» и коммуникативные игры .
-
Цель:
Определить уровень развития у воспитанников ДОУ творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений.
-
Задачи:
1. Совершенствовать ритмопластические движения как у детей, так и у педагогов. 2. Приобщать к миру прекрасного от детских песен до симфонических произведений композиторов –классиков с помощью пластических этюдов. 3.Свободно осознанно владеть телом. 4. Развивать коммуникативные качества . 5. Выявить, какими знаниями, умениями и навыками владеют дошкольники для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений в начале учебного года. 6. Проследить изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений в период учебного года. 7. Определить уровень развития творческих способностей у дошкольников в конце учебного года.
-
Ожидаемые результаты:
Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, с использованием которых, можно продолжать развитие детского творчества в танце. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников.
-
Инновационность
Заключается в определении путей развития творческих способностей дошкольников посредством музыкально-ритмической и танцевальной деятельности: - изменение требований к педагогической работе (от умений транслировать и формировать программный объем знаний – к умениям решать творческие задачи, развивать способности к самореализации сочетанием творческого, личностно-ориентированного, исследовательского, проектного подходов); - расширение форм социальных и культурных практик на основе идеи творческих способностей ребенка, предоставив ему возможность выбора.
-
Этапы реализации задач
-
Этапы реализации
-
Принципы реализации
Целенаправленность Развивающий характер обучения в соответствии со способностями и возможностями ребенка Успешность Систематичность, последовательность Доступность
-
Модель реализации
Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Музыкальные занятия Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники и развлечения Танцевальный кружок Индивидуальные консультации Педагогические советы Изготовление атрибутов и пособий Открытые занятия, утренники Индивидуальные консультации Родительский уголок Организация подготовки костюмов
-
Содержание
На первом этапе проводилось изучение проблемы, постановка цели и задач. Основная задача первого этапа – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей: при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально – ритмической деятельности).
-
Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников:
-
В процессе определения уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей получены следующие результаты:
-
Первоначальный уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в старшей группе:
-
Первоначальный уровень сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в подготовительной группе:
-
Вывод:
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уровень музыкально- ритмической и танцевальной деятельности на первом этапе, соответствует критическому. На основании полученных результатов диагностики, было принято решение организовать работу танцевального кружка «Хрустальный каблучок» для развития осознанного отношения у детей к средствам танцевально выразительности, овладения танцевальными движениями, а следовательно развития творческих способностей у старших дошкольников. Программа танцевального кружка «Хрустальный каблучок» ставит своей целью – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников через танцевальную и музыкально – ритмическую деятельность. Главными условиями развития детей на занятиях кружка являются: - поддержка интереса и желания заниматься; - сочетание игровых и творческих моментов; -доброжелательная обстановка.
-
Программа танцевального кружка «Хрустальный каблучок» Периодичность занятий: 2 раза в неделю во второй половине дня Возраст: Старшая и подготовительная группа Педагогический анализ (диагностика) 2 раза в год Продолжительность занятий: 20-30 минут В неделю – 1 час В месяц – 4часа В год – 36 часов Сентябрь Май
-
Методы и приемы Наглядный Практический Слуховой Словесный Просмотр видеозаписей Показ движений Показ иллюстраций Игра Упражнения Самостоятельная деятельность Творческие домашние задания Слушание музыки Анализ средств музыкальной выразительности Сравнение, сопоставление Разъяснение, пояснение Вопросы, беседы Художественное слово
-
Структура и содержание занятия в танцевальном кружке «Хрустальный каблучок»:
-
Модель интеграции образовательных областей
-
Интеграция образовательных областей:
М У З Ы К А
-
Ресурсное обеспечение проекта Программа танцевального кружка «Хрустальный каблучок» Методическая литература (программы и методические пособия) Технический материал Музыкальный зал Дидактический и наглядный материал Конспекты занятий, сценарии праздников Фото и видео материалы (презентации)
-
Ресурсное обеспечение :
Программа танцевального кружка «Хрустальный каблучок»: направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование и т.д. Методическая литература: - Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012. - Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981. - С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006. - А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000. -А.И.Буренина «Коммуникативные игры» - 2007. - Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002. - С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей 5-6, 6-7 лет. – М., 1984. - М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль «Академия развития», 2004. - М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду – М.: ТЦ Сфера,2003. - Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005.
-
Ресурсное обеспечение
Дидактический и наглядный материал: Костюмы, атрибуты к сюжетным, народным танцам, учебно-методическ пособия (картотека музыкальных игр, ритмические карточки, копилка движений «Танцующие человечки», копилка пальчиковых игр,сборник «Ладушки»).
-
Ресурсное обеспечение проекта:
Технический материал: Магнитофон, DVD-проигрыватель, электронное пианино, фонотека (музыка к программам, классическая, народная и современная музыка, детские песни),установка для световых эффектов, мультимедийное оборудование. Конспекты занятий, сценарии праздников. Фото- видео (презентации) выступлений на праздниках, развлечениях, концертах:
-
Музыкальный зал:
-
Повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в старшей группе:
-
Повторный срез уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в подготовительной группе:
-
Анализ проекта:
На 3 этапе проекта (итогово–аналитическом) был сделан повторный срез уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей. Повторная диагностика выявила следующие результаты: средний и высокий уровень выросли, низкий уровень – отсутствует, что соответствует поставленным целям и задачам проекта. При сравнении результатов диагностики на первом и итоговом этапах проекта были получены следующие результаты, наглядно представленные в сравнительном графическом анализе.
-
Сравнительный графический анализ уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в старшей группе:
-
Сравнительный графический анализ уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей в подготовительной группе:
-
Вывод:
Положительная динамика уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей доказывает результативность систематической и целенаправленной творческой педагогической деятельности педагога, изменения подхода к развитию творческих способностей дошкольников . Наметилась положительная динамика интереса родителей к организации мероприятий для детей, большинство родителей отмечает результативность работы с детьми (более 76% выпускников посещают школу искусств, хореографический кружок в ДК). Результатом проекта стали: - Праздник в старшей группе «Как дети разбудили солнышко». Танцы народов мира (с использованием мультимедийного пособия). - Выступление на выпускном празднике «Острова дошкольного детства» в подготовительной группе. - участие в фестивале «До-ми-соль-ка»
-
Перспектива развития проекта:
Развитие у старших дошкольников музыкально – ритмических и танцевальных способностей позволяет перейти к более развернутым и сложным композициям, используя которые, можно продолжать развитие детского творчества в танце. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.