Содержание
-
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - ДЕТСКИЙ САД №173» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРАТема: «Проблемы поддержки индивидуальности и инициативности в процессе организованной музыкальной деятельности»
Музыкальный руководитель Баранова Нина Александровна
-
«Чуткость маленьких детей поразительна. Иногда кажется, что они, лучше нас знают, как их надо учить и чему. Дети не только чувствуют, они знают формулу нашего педагогического успеха, которую надо только уметь разглядеть в их интересах и желаниях». Т. Э. Тютюнникова
-
Проблемы в развитии и поддержке детской инициативы в образовательной деятельности по музыкальному воспитанию
•излишняя регламентация деятельности, • давление образовательных достижений, • приоритет обучающих занятий, • постоянный контроль и опека, • преобладание прямых приемов руководства действиями детей, • обучение действиям путем прямого подражания показу взрослого и т. п. А главное отсутствие на занятие свободной игры детей.
-
Игра - это прежде всего свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не должны руководить ею, запрещать или прерывать. Они могут только наблюдать, участвовать в ней наравне с детьми или помогать по их просьбе. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3-5 лет.
-
-
Игровых средств обучения предполагает только инициативу взрослого и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и прочее. Все это никак не ведет к развитию его инициативности, самостоятельности и в конечном счете развитию личности. Он чувствует себя ведомым, управляемым, но не самостоятельным субъектом своей деятельности.
-
Виды и направления детской инициативы
Творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление; Инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи; Коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи; Познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
-
Возрастные периоды развития детской инициативы в музыкальных видах деятельности
-
Возрастные периоды развития детской инициативы (продолжение)
-
Возрастныепериодыразвитиядетскойинициативы(продолжение)
-
Условия, обеспечивающими поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников
опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов, методов, которые способствуют поддержке инициативы (проблемность заданий, посильная креативность и т.д.); • создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей повышение непосредственного интереса к самостоятельности, активности, инициативности в различных видах музыкальной деятельности; • опора на системно-деятельностный подход, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности и инициативности ребенка (знания не даются в готовом виде, ребенку предоставляется возможность проявить свою активность и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными возможностями);
-
Условия, обеспечивающими поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников (продолжение)
• установление доверительных и открытых отношений между музыкальным руководителем и воспитанником; диалогизация, сопровождающая коммуникативную деятельность с дошкольником, поддержка ребенка через создание ситуации успеха, предвосхищающую положительную оценку и т.п.; • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение с каждым воспитанником, уважительное отношение к нему, к его чувствам и потребностям; • систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии и поддержке инициативы у детей дошкольного возраста, что является, на мой взгляд, самым важным условием.
-
Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы с детьми до 3-х лет
Педагог – участник совместной деятельности: - незаметно для ребенка побуждает его проявлять активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия; - внимательно относится к интересам детей, проявляемых к музыкальной деятельности, организует деятельность детей по их инициативе в соответствии с их интересами; - обогащает музыкальные впечатления воспитанников через организацию прослушивания бодрых, активных и нежных, напевных музыкальных пьес в различном исполнении;
-
Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы с детьми от трёх до пяти лет
Педагог – организатор, участник совместной деятельности: - формирует у детей установку «Я могу», «Я сумею»; - создает ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу», дает предвосхищающую положительную оценку «Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»; - фиксирует успехи воспитанников; - осуществляет дифференцированный подход к детям с разной степенью познавательной активности и уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности; - слушая вместе с детьми различные музыкальные произведения, рассуждает с ними о том, каким образом, с помощью каких средств музыкальной выразительных мог быть получен тот или иной музыкальный образ, эффект; - ставит перед воспитанниками проблемные вопросы, задающие детям разные типы поиска ответа – единственно верного и различных вариантов «верных» ответов;
-
Деятельность музыкального руководителя по поддержке детской инициативы с детьми от пяти лет и старше
Педагог – организатор, координатор, партнер: - спокойно реагирует на неуспех и предлагает варианты исправления для улучшения работы; - дифференцированно подходит к детям с разной степенью познавательной активности, уважительно относится к неточностям, ошибкам в их деятельности; - поощряет стремление детей к экспериментированию со средствами музыкальной выразительности, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; подсказывает, какие эффекты можно получить, используя разные средства музыкальной выразительности; - предлагает детям различные формы музыкальной деятельности, предполагающие проявление детской инициативы (организует концерты для взрослых и детей); - при организации музыкально-ритмической деятельности применяет различные приемы, не ограничиваясь прямым показом последовательности движений
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.