Содержание
-
ЧЕЛОВЕК
Биосоциальное существо, представляющее собой особое звено в развитии живых организмов на Земле
-
Верны ли следующие суждения о человеке?
?
А. Человек есть природный, биологический факт.
Б. Человек есть продукт социальной и культурной эволюции.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны
Человек – существо биосоциальное!
-
Бытие человека
Существование человека во всем многообразии его проявлений
Все то, что есть
-
Отличия человека от животных
Изготавливает орудия труда и использует их как средство производства материальных благ
Осуществляет сознательную целенаправленную творческую деятельность
Обладает высокоразвитым мозгом, мышлением и речью
Используют только естественные орудия
Поведение подчинено инстинктам
Не обладают высокоразвитым мозгом и не умеют говорить
-
Человеческие / животные потребности
не только ест, а ест определенным образом приготовленную и сервированную пищу
только ест
способствуют развитию
ведут к деградации
-
Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)
Первичные,
врожденные
Вторичные,
приобретенные
-
К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность:
?
в трудовой деятельности
в нормальном теплообмене
в сохранении здоровья
в физической активности
-
Человека от животных отличает способность:
?
к обмену информацией с себе подобными
к оказанию поддержки попавшим в опасную ситуацию
к усвоению форм поведения других
к совместному изготовлению орудий труда
-
Элементы деятельности
субъект
объект
потребности
цель
средства
результат
Цель оправдывает средства
Н. Макиавелли
Благородная цель может быть достигнута только благородными средствами
Н.С. Лесков
-
Мотивы деятельности
Мотив – побудительная причина
Потребности
Интересы
Потребность – осознаваемая нужда в том, что необходимо для физического и духовного развития
Интересы – обобщенное выражение потребностей людей
-
Осознанный образ ожидаемого итога, на достижение которого направлена деятельность, называется:
?
цель деятельности
результат деятельности
мотив деятельности
потребность
-
Задатки и способности
Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы.
Способности – сформировавшиеся на основе задатков индивидуальные качества, которые позволяют успешно заниматься определенного рода деятельностью.
-
Уровни развития способностей
-
Способности – это:
?
врожденные анатомо-физиологические качества человека
индивидуальные качества, помогающие осуществлять деятельность
умение сопереживать
умение жить в коллективе
-
Основные виды деятельности
Игра
Учение
Труд
Общение
имитация действительности
приобретение знаний и
способов действий
достижение практического результата
установление и развитие
взаимных отношений
-
Творчество – высший вид деятельности людей, которая рождает совершенно новое, никогда ранее не существующее
Механизмы творческой деятельности
Воображение – создание
нового образа на основе прошлого опыта
Фантазия –
воображение,
характеризующееся
особой силой,
яркостью и
необычностью
Интуиция – знание, условия получения которого не осознаются
-
Вид деятельности, характерный не только для людей:
?
материально-производственная
познавательная
творческая
игровая
-
Индивид – индивидуальность – личность
Индивид – каждый отдельный человек
Индивидуальность – неповторимость каждого человека
Личность – социальная характеристика человека (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения…)
-
Структура психики личности
По Зигмунду Фрейду (1856 – 1939)
Я
ОНО
Сверх-Я
сфера бессознательного, биологические потребности, вытесненные желания
сознание, помогающее нам контактировать с внешним миром, регулировать наши действия
культурные нормы и ценности, созданные обществом и выступающие в качестве цензора в поведении человека
либидо мортидо
-
Другие элементы психики
Привычки – приобретенные человеком способы автоматического, неосознанного удовлетворения потребностей.
Мотивы – осмысленные побудители действий.
Темперамент – тип психического склада человека (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).
Воля – способность человека делать что-либо даже вопреки желанию, преодоление препятствий.
Разум – способность рассуждать, мыслить предметы и связывать их.
-
Важнейшие качества личности
Сознание и самосознание
Способность успешно взаимодействовать с другими людьми
Личное достоинство
Наличие убеждений и принципов
Способность нести ответственность
Самоопределение
Свобода (=«осознанная необходимость»)
Самоузнавание + образ своего Я + самооценка
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
способность воспроизводить действительность в идеальных образах
-
В чем отличие между понятиями «индивидуальность» и «личность»?Назовите три структурные элементы психики личности.
?
-
Социализация
Процесс воздействия на человека общества и его социальных структур
детство юность зрелость старость
агенты
первичной социализации:
родители, родственники,
друзья
вторичной социализации:
учителя, коллеги,
руководители
институты социализации
семья, школа,
армия, церковь
+
Адаптация –
процесс привыкания
к новым условиям
существования
десоциализация?
ресоциализация?
-
Отклоняющееся поведение
Это поведение, несоответствующее принятым нормам и правилам, а также ожиданиям общества
Негативное ОП: нанесение ущерба людям (правонарушение, преступление, алкоголизм, наркомания…)
Позитивное ОП: опережение привычного хода событий, вызывание у других недоумения (коллекционирование кирпичей и т. п.)
Причины:
врожденная предрасположенность
неблагоприятная социальная среда
политические, экономические кризисы
конфликт между господствующей культурой и субкультурой
-
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
?
А. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение только правовых норм.
Б. Отклоняющееся поведение подразумевает нарушение писаных и неписаных норм.
верно только А
верно только Б
верно А и Б
оба суждения неверны
-
Духовный мир личности
духовные потребности в познании окружающего мира, в самопознании и в самовыражении
знания о природе, обществе и человеке
убеждения и вера в истинность своих убеждений
способность к тем или иным видам деятельности
чувства и эмоции
цели
ценности
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
система взглядов человека на мир и свое место в нем
-
Типы мировоззрения
Обыденное (житейское):
опирается на личный опыт
человека и мало использует
опыт других людей
Религиозное:
возникает под
влиянием
религиозных учений
Научное:
опирается на
достижения
науки, тесно
связано с
общественной
практикой людей
Гуманистическое:
высшей ценностью
ставит права и
свободы человека
-
Тип мировоззрения, который включает в себя обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека со средой обитания:
?
гуманистическое мировоззрение
религиозное мировоззрение
научное мировоззрение
обыденное мировоззрение
-
Смысл жизни
Под смыслом жизни понимается убеждение,
что жизнь достойна того, чтобы ее прожить
Это самый глубокий и главный
мотив человеческого существования
-
Подходы к пониманию смысла жизни
Гедонистический: стремление к удовольствиям (Эпикур (341-270 гг. до н. э.)).
Аскетический: подавление влечений и желаний (киники, Диоген (400-325 гг. до н. э.)).
Смиренно-стоический: подчинение необходимости, судьбе (стоики, Зенон (336-264 гг. до н. э.)).
Религиозный: самоотверженное служение Богу.
Категорически-императивный: жить в соответствии с нравственным законом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать и принципом всеобщего законодательства» (И. Кант (1724-1804 гг.).
Действенно-гуманистический: человек должен реализовать свой внутренний потенциал.
-
?
Что понимается под смыслом жизни?
Какой подход к пониманию смысла жизни наиболее тебе близок?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.