Содержание
-
Биология. Человек. 8 класс.
Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.
-
Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.
1. Человек- существо биосоциальное.
а) Биологическая сущность человека разумного. Общность с миром животных.
-Проявление основных биологических функций организма и клеточное строение.
-Схожесть строения организма человека и млекопитающих.
-Отличие от млекопитающих: прямохождение, наиболее совершенное развитие головного мозга.
-
Человек- существо биосоциальное.
б) Социальная сущность человека разумного.
-Способность к трудовой деятельности, к устной и письменной речи, позволяющей наладить связь между членами общества, сознание, мышление.
-
Урок 1. Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его.
1. Личность-это человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности.
2. Здоровье человека - общественное достояние, важнейшая жизненная ценность, необходимое условие работоспособности и развития личности.
-
Науки, изучающие человека.
-
Психология.
Это наука об общих закономерностях психических процессов и индивидуально-личностных свойствах конкретного человека.
-
Методы психологии
- К основным методам психологии относят наблюдение и эксперимент.
- Наблюдение заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения человека. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; для научного наблюдения характерны не просто фиксация фактов, а их объяснение и интерпретация.
-
Наблюдение может проводиться как в естественных условиях жизни человека, так и в специально организованной экспериментальной среде.
-
Однако в целом организация процесса психологического наблюдения представляет большую трудность, так как его результаты зависят от личности наблюдателя, его установок и отношения к наблюдаемым явлениям. Для снижения высокой степени субъективности в получении и интерпретации данных необходимо строгое следование фактам и их четкое фиксирование. Это повышает достоверность наблюдений и помогает избежать ошибок.
-
Эксперимент.
Благодаря эксперименту у психологии появилась возможность для преодоления субъективности в познании ее предмета, с введением метода экспериментального исследования она стала развиваться как самостоятельная наука. С.Л. Рубинштейном были выделены четыре основные особенности экспериментального метода:
-
особенности экспериментального метода:
1.Исследователь сам вызывает изучаемое им явление — в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию;
2.Экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;
-
3.В эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий с целью установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс;
4.Эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение условий и осуществлять математическую обработку данных.
-
Классификация основных проблем и наук о человеке.
1. Физический тип современного человека:
1) Антропология
2) Общая психология
3) Психофизиология
4) Физиология человека
5)Биофизика
6) Биохимия
7) Анатомия человека
8) Генетика человека
-
2. Антропогенез.
1) Антропология
2) Приматология
3) Териология
4) Зоология позвоночных
5) Общая биология
6) Палеонтология
-
«Главным предметом изучения человечества является человек». Гёте
Человек- это живой организм, осуществляющий обмен веществ с окружающей средой. Один из многочисленных видов (Человек разумный) живых организмов, обитающих на Земле.
-
Сходство человека и млекопитающих.
- По строению и расположению органов человек относится к классу млекопитающих.
- Общие признаки: млечные, сальные и потовые железы,
- волосяной покров тела,
- специализированные зубы (резцы, клыки, предкоренные и коренные),
-
- четырехкамерное сердце и левая дуга аорты,
- легочное дыхание,
- наличие диафрагмы,
- высокоразвитый головной мозг,
- внутриутробное развитие зародыша,
- вскармливание детенышей молоком.
-
- Единые с животными звенья тканевого обмена веществ,
- Сходно идет рост и индивидуальное развитие,
- Единый принцип хранения и реализации генетического кода
-
- Максимальное сходство с представителями семейства человекообразных обезьян или антропоидов: гориллой, шимпанзе, орангутангом, гиббоном.
- Общность внутреннего и внешнего строения: единый план строения верхних и нижних конечностей, отсутствие хвоста, сходные ушные раковины, наличие ногтей на пальцах.
-
- У человека и гориллы 385 общих морфологических признаков.
- У человека и шимпанзе 369,
- У человека и орангутанга-359,
- У гиббона и низших обезьян 113-117 общих признаков с человеком.
-
Биологические отличия человека.
1. Вертикальное положение тела и передвижение на двух ногах (S-образная форма позвоночника, развитие мышц и связок, связанное с прямохождением, расширенная форма таза, форма грудной клетки, сводчатая стопа) высокая степень развития рук, большой объем головного мозга ( в 2,5 раза больше мозга антропоидов, в 3,5 раза- площадь его поверхности) речь свойственная только человеку.
-
Происхождение человека.
Чарльз Дарвин сделал вывод, что ни одна из современных человекообразных обезьян не является родоначальником людей. Родословная человека это длинная цепь его предшественников, и последним звеном перед первыми людьми была ископаемая человекообразная обезьяна.
-
Родословная человека.
- Парапитеки
- Дриопитеки Проплиопитеки
- Шимпанзе Горилла Гиббон Орангутан
- Австралопитеки
- Древнейшие люди(питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек)
- Древние люди (неандерталец)
- Новые люди(кроманьонец, современный человек)
-
Вопросы.
1. Почему в курсе биологии организм человека изучаем после зоологии?
2. Почему мы изучаем человека не в курсе зоологии, а в специальном курсе?
-
Вывод:
- Современный человек – это особый вид животных существ. Речь, пластичность поведения, прямохождение, особенности работы мозга, сложные поведенческие навыки.
- Социальное и биологическое существуют в единстве.
-
Своим организменным уровнем человек включен в природную связь явлений и подчиняется законам природы, а своим личностным уровнем он обращен к обществу, к истории человечества, к его мировой культуре.
-
Соотношение понятий «человек», «личность», «индивидуальность».
- Человек (индивид)- его особенность как биологического вида класса млекопитающих- прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.
- Личность- человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе с помощью языка, становится личностью.
-
Индивидуальность- каждый человек имеет свои особенности. Его индивидуальность проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
-
Здоровье.
Один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно их неотъемлемых прав личности, одно из условий успешного социального и экономического развития.
-
Это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой и дружной семьи, рождения и воспитания детей.
-
С точки зрения биологии, у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде.
-
Науки.
- Биологические науки- анатомия, физиология
- Биосоциальные науки- гигиена и психология
- Помогают понять физиологические процессы в организме, когда мы трудимся, отдыхаем, спим, едим, занимаемся спортом.
-
Вопросы.
- Что изучают анатомия, физиология, гигиена?
- Почему эти науки тесно связаны друг с другом?
- Почему каждому человеку надо знать строение и функции своего организма?
- Почему способность человека пользоваться языком, мыслить, создавать науку и искусство нельзя объяснить только биологическими законами?
-
Домашнее задание.
Введение, параграф 1,2
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.